г.Калуга |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А48-1828/2013 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ЦБ РФ в лице Главного управления по Орловской области, г.Орел, ОГРН 1037700013020 |
Иноземцева О.В.-дов. от 11.02.2014 N 4 |
от заинтересованного лица - Управле- ния Росприроднадзора по Орловской области, г.Орел, ОГРН 1025700775330 |
Лобанов В.Н. - дов. от 24.04.2013 N 33 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.09.2013 (судья Пронина Е.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-1828/2013,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Орловской области (далее - Центробанк, Банк) обратился в арбитражный суд области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (далее - Управление Росприроднадзора, Управление) по отказу в возврате Банку излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 74822 руб. 36 коп. и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем возврата указанной суммы (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.09.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, оспариваемые действия Управления Росприроднадзора признаны незаконными. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центробанка путем возврата в месячный срок излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 74822,36 руб.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права.
В отзыве на жалобу Банк просит оставить принятые судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель Банка поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом от 04.03.2013 Центробанк представил Управлению Росприроднадзора уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы и просил возвратить Банку излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 74822,22 руб.
Письмом от 12.03.2013 за исх. N 721 Управление отказало Банку произвести корректировку платежей и возвратить денежные средства, ссылаясь на законность внесения Центробанком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что отказ Управления в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным и нарушает права Центробанка, последний обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.ст. 1, 3, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ч.2 ст.16 названного Закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Статьей 23 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
На основании Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 разработаны Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, которые конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен.
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 632 его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Главное управление Центробанка России по Орловской области осуществляет банковскую деятельность, а именно: участвует на территории Орловской области в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; участвует в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля; проводит анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
В процессе осуществления Банком своей деятельности образуются следующие отходы: мусор бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий, отработанное моторное масло, другие твердые бытовые отходы 3, 4, 5 класса опасности.
Судом установлено, что от уставной деятельности Банка не происходит вредного воздействия на окружающую среду, и что Банк не осуществляет деятельность по размещению отходов.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Представленные в материалы дела договоры между Центробанком и ООО "Экостройсервис", МУП "Коммунальный сервис" на оказание услуг по размещению и захоронению отходов от 15.12.2009 N 36, 30.12.2011 N К-12/36, 28.12.2009 N 20, 30.01.2012 N 1/12 свидетельствуют о том, что заявитель осуществляет лишь временное хранение отходов, образующихся в его хозяйственной деятельности, и не осуществляет размещение отходов.
А поэтому Банк не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а уплатив ее, имеет право на ее возврат как излишне уплаченной.
При таких обстоятельствах суд по праву признал незаконным отказ Управления в возврате Центробанку излишне внесенной платы за размещение отходов в сумме 74822,36 руб. и обоснованно удовлетворил требования Банка.
Довод заявителя жалобы о том, что коль Банк является собственником своих отходов, право собственности на эти отходы не передано другим организациям, то он обязан вносить плату за размещение отходов, несостоятелен. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за размещение отходов в зависимости от того, является ли юридическое лицо собственником отходов или нет.
Иные доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А48-1828/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.