г.Калуга |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А23-5648/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "14" апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
О.В. Киселёвой |
судей |
И.В. Сорокиной |
|
А.Н. Маненкова |
при участии в заседании: |
|
От истца: Городская управа города Калуги |
Представители не явились, истец о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
От ответчика: Индивидуальный предприниматель Горпиненко Галина Дмитриевна |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
От 3-их лиц: Общество с ограниченной ответственностью "СВД" Муниципальное унитарное предприятие "Управление комплексного обслуживания населения" Министерство конкурентной политики Калужской области |
Представители не явились, 3-и лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горпиненко Галины Дмитриевны на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А23-5648/2012,
УСТАНОВИЛ:
Городская управа города Калуги обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к индивидуальному предпринимателю Горпиненко Галине Дмитриевне об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, 13, от принадлежащего ей имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СВД", муниципальное унитарное предприятие "Управление комплексного обслуживания населения", министерство конкурентной политики Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2013 (судья Сидорычева Л.П.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Каструба М.В.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, ответчик обратился с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А23-5648/2012, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Стороны и 3-и лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке ч.3 ст.284 АПК РФ в отсутствие представителей названных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, распоряжением Городского головы городского округа "Город Калуга" от 04.07.2007 N 6289-р "Об утверждении мест дислокации ярмарок на территории муниципального образования "Город Калуга" утвержден перечень мест дислокации ярмарок на территории г. Калуги.
В перечень мест дислокации включена постоянно действующая ярмарка по ул. Достоевского.
На основании распоряжения городского головы г. Калуги от 28.10.2004 N 5291-р между управлением городского хозяйства города Калуги (арендодатель) и правопредшественником МУП "УКОН" - МУП "КМР" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 28.10.2004 N 584 с кадастровым номером 40:26:010515:0014 площадью 1065 кв. м, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, для эксплуатации мини-рынка (в редакции дополнительных соглашений от 29.04.2005 N 669, 09.12.2005 N 2 в части срока действия договора).
Соглашением от 05.07.2012 N 258/12 о расторжении договора аренды от 28.10.2004 N 584 земельного участка с кадастровым номером 40:26:010515:0014 между управой и МУП "КМР" договор от 28.10.2004 N 584 аренды земельного участка с кадастровым номером 40:26:010515:0014, предоставленный МУП "КМР" для организации мини-рынка, расторгнут.
Земельный участок возвращен арендатором по акту приема-передачи от 05.07.2012.
Между муниципальным унитарным предприятием "Калужский мини-рынок" (организатор) и ответчиком (участник) 01.04.2012 подписан договор N 925-30/178-12 на участие в ярмарке, расположенной по ул. Достоевского, 13, по условиям которого организатор на основании заявки и в соответствии со схемой размещения предоставляет предпринимателю на срок по 30.06.2012 торговое место для продажи товаров и оказывает ему услуги по обеспечению функционирования ярмарки (организация мест для продажи товаров): обеспечение твердого покрытия площадки для торговли; организацию временных автостоянок для парковки местного автотранспорта; установку мусорных контейнеров (урн); ежедневную уборку территории после закрытия ярмарок, а в зимний период времени уборку снега и льда; вывоз мусора; оснащение территории ярмарки биотуалетом или стационарным туалетом.
Указанный договор вступает в силу с 01.04.2012 и действует по 30.06.2012 (пункт 2.1. договора).
Представленными истцом актами осмотра от 29.10.2012, от 30.01.2013, от 07.03.2013 (т. 1, л. 62-66, 84-88; т. 2, л. 40) установлено, что предприниматель продолжает осуществлять торговую деятельность на спорном земельном участке в сборно-разборной палатке.
Управа, считая, что предприниматель использует земельный участок без законных оснований, обратилась в арбитражный суд с иском о возложении на последнего обязанности освободить незаконно занимаемый участок.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункты 1, 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
В силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Устава муниципального образования "город Калуга" к компетенции управы относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Калуги, в пределах, установленных действующим законодательством и правовым актом Думы.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки городского округа "город Калуга", утвержденных решением городской думы г. Калуги от 14.12.2011 N 247, к компетенции управы отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, расположенными в границах Калуги, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" розничным рынком признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Статьей 15 Закона N 271-ФЗ определено, что торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Согласно пункту 2 статьи 6, статье 22, пункту 2 статьи 34, статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, так как при процедуре кадастрового учета определяются уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие отграничить его на местности.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Однако судам надлежит принять во внимание, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка.
Поскольку Городская управа города Калуги является надлежащим истцом, а факт создания ответчиком препятствий в пользовании земельным участком подтвержден и не оспаривается им, в отсутствие доказательств законности такого пользования, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования. При этом договор N 925-30/178-12, являясь по своей природе договором на предоставление торгового места на розничном рынке, не может быть отнесен к договорам аренды земельного участка и служить доказательством правомерности пользования занимаемым земельным участком, тем более, с учетом того, что срок действия названного договора участия в ярмарке истек 30.06.2012, а договор аренды земельного участка между управой и МУП "КМР" расторгнут 05.07.2012. В рассматриваемом случае между МУП "КМР" и ответчиком условие о передачи в субаренду части земельного участка не согласовывалось, в связи с чем ссылки заявителя на наличие у него преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок и возобновление договора аренды в рассматриваемом случае не имеют правового значения. Даже если в рассматриваемом случае между ответчиком и между МУП "КМР" имели бы место отношения по договору субаренды, они должны быть прекращены в силу п.1 ст.618 ГК РФ, в связи с расторжением договора аренды, заключенного между управой и МУП "КМР". При этом в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 8668/13 содержатся отличные от настоящего дела обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А23-5648/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Киселёва |
Судьи |
И.В.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Городская управа города Калуги является надлежащим истцом, а факт создания ответчиком препятствий в пользовании земельным участком подтвержден и не оспаривается им, в отсутствие доказательств законности такого пользования, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования. При этом договор N 925-30/178-12, являясь по своей природе договором на предоставление торгового места на розничном рынке, не может быть отнесен к договорам аренды земельного участка и служить доказательством правомерности пользования занимаемым земельным участком, тем более, с учетом того, что срок действия названного договора участия в ярмарке истек 30.06.2012, а договор аренды земельного участка между управой и МУП "КМР" расторгнут 05.07.2012. В рассматриваемом случае между МУП "КМР" и ответчиком условие о передачи в субаренду части земельного участка не согласовывалось, в связи с чем ссылки заявителя на наличие у него преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок и возобновление договора аренды в рассматриваемом случае не имеют правового значения. Даже если в рассматриваемом случае между ответчиком и между МУП "КМР" имели бы место отношения по договору субаренды, они должны быть прекращены в силу п.1 ст.618 ГК РФ, в связи с расторжением договора аренды, заключенного между управой и МУП "КМР". При этом в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 8668/13 содержатся отличные от настоящего дела обстоятельства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 апреля 2014 г. N Ф10-447/14 по делу N А23-5648/2012