г.Калуга |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А48-1139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 16.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "Активные коммуникации" (ул. Комсомольская, д. 183, г. Орел, 302016, ИНН 5752045600, ОГРН 1075752005724) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления государственного имущества Орловской области (наб. Дубровского, д. 70, г. Орел, 302030, ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003)
от администрации города Орла (ул. Пролетарская гора, д. 1, г.Орел, 302000, ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640)
|
|
- Телегиной Т.В. - представитель (доверенность от 05.03.2014, сроком один год)
- Тишиной Е.В. - представитель (доверенность от 27.12.2013, сроком до 31.12.2014)
|
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационные жалобы администрации города Орла, Управления государственного имущества Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.10.2013 (судья Капишникова Т.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-1139/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Активные Коммуникации" (далее - ООО "Активные Коммуникации" Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными:
- бездействия Управления государственного имущества Орловской области (далее - Управление), связанного с неисполнением своих полномочий по рассмотрению заявления Общества от 16.11.2012 по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома N 44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома N 6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома N 4; г. Орел, ул. Московская, район дома N 159, г. Орел, ул. Михалицына, напротив дома N 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома N 54;
- бездействия администрации города Орла (далее - Администрация) по непринятию мер к согласованию размещения рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома N 44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома N 6; г.орел, ул. Металлургов, район дома N 4; г. Орел, ул. Московская, район дома N 159; г. Орел, ул. Михалицына, напротив дома N 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома N 54, по заявлению Общества от 16.11.2012.
Для восстановления нарушенного права оспариваемыми бездействиями заявитель просил обязать: администрацию города Орла согласовать с Управлением государственного имущества Орловской области места размещения рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома N 44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома N 6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома N 4; г. Орел, ул. Московская, район дома N 159; г. Орел, ул. Михалицына, напротив дома N 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома N 54; Управление государственного имущества Орловской области организовать и провести торги (конкурс, аукцион) на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Решением арбитражного суда от 18.10.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Управления государственного имущества Орловской области по непредставлению ООО "Активные коммуникации" государственной услуги - выполнение полномочий собственника по вопросу установки и эксплуатации рекламных конструкций по заявлению Общества от 15.11.2012 N 271, поступившему в Управление государственного имущества Орловской области от 16.11.2012.
Признано незаконным бездействие администрации города Орла по невыдаче заключения о возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций по заявлению ООО "Активные Коммуникации".
Для восстановления нарушенного права заявителя суд обязал Управление государственного имущества Орловской области и администрацию города Орла в месячный срок после вступления решения в законную силу провести мероприятия, установленные Порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.2010 N 329, по заявлению ООО "Активные Коммуникации" об установке рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г.Орел, Кромское шоссе, д. 6; г.Орел, ул. Металлургов, д. 4; г.Орел, ул. Московская, д. 159; г. Орел, ул. Михалицына, д. 54 и д. 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Октябрьская, д. 44.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Управление и Администрация просят отменить решение и постановление суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, ООО "Активные коммуникации" обратилось в Управление государственного имущества Орловской области с письмом от 15.11.2012 (исх. N 271) об оказании государственной услуги по инициации аукциона на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области -городе Орле по следующим адресам: Московское шоссе район дома N 162б, ул. Октябрьская, район дома N 44; Кромское шоссе, район дома N 6; ул. Металлургов, район дома N 4; г. ул. Московская, район дома N 159; г. Орел, Карачевское шоссе д. 48 по ул. Лермонтова, Карачевское шоссе район дома N 50, ул. Михалицына, напротив дома N 83 (район остановки общественного транспорта); ул. Михалицына, район дома N 54. К обращению заявителем прилагались заявки на размещение средств наружной рекламы, паспорта рекламных мест по вышеуказанным адресам (9 шт.), сведения о положении лица в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.
Письмом от 29.11.2012 (исх. N 3997/з) указанное обращение с документами Управлением было направлено в администрацию города Орла для подготовки заключения о возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций по вышеперечисленным адресам.
По результатам рассмотрения поступившего обращения Управление архитектуры и градостроительства администрации города Орла сообщило Управлению: о несоответствии рекламной конструкции по улице Октябрьской 44 проектной документации; о направлении органом местного самоуправления запросов в ГИБДД УВД Орловской области для получения заключения о возможности установки рекламных конструкций по Московскому шоссе 162б и Карачевскому шоссе в районе домов N 48 и N 50; о непредставлении заявителем полного пакета документов необходимого для дачи заключений о возможности (невозможности) установки рекламных конструкций по другим адресам.
14.03.2013 Управление государственного имущества Орловской области повторно обратилось в администрацию города Орла о рассмотрении вопроса размещения рекламных конструкций на испрашиваемых Обществом земельных участках. Одновременно Управление указывало органу местного самоуправления на то, что обращение от 29.11.2012 не рассмотрено по существу, ответ носит формальный характер.
Письмом от 05.04.2013 Администрация сообщила Управлению государственного имущества Орловской области о возможности размещения рекламных конструкций по Московскому шоссе д. 162б, Карачевскому шоссе в районе дома N 50 и дома N 48, по ул. Лермонтова при получении заключения ГИБДД УВД по Орловской области.
При этом Администрация также указала на непредставление Управлением (заявителем) полного пакета необходимых документов, предусмотренных административным регламентом, в связи с чем не представляется возможным дать соответствующее заключение по местам установки рекламных конструкций.
Письмом от 16.04.2013 Управление государственного имущества Орловской области уведомило заявителя о вышеуказанной позиции администрации города Орла.
30.04.2013 Управление государственного имущества Орловской области вновь обратилось в Администрацию с письмом, в котором просило рассмотреть по существу вопрос размещения рекламных конструкций на земельных участках в г. Орле местоположением: ул. Октябрьская д. 44, Кромское шоссе район д. 6, ул. Металлургов район д. 4, ул. Московская район д. 159, ул. Михалицына напротив д. 83 (район остановки общественного транспорта) и район д. 54 с учетом разграничения государственной собственности на землю.
Посчитав, что администрация города Орла и Управление государственного имущества Орловской области допускают незаконное бездействие по рассмотрению обращения от 16.11.2012, ООО "Активные коммуникации" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Часть 15 статьи 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые заявителем земельные участки для размещения рекламных конструкций расположены в городе Орле и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 1 Законом Орловской области от 30.06.2006 N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" полномочия по распоряжению земельными участками указанной категории предоставлены органу исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 25 утверждено Положение о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
В соответствии с пунктами 4.17 и 4.19 указанного Положения полномочия по распоряжению земельными участками в г. Орле, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочия по установке рекламных конструкций на таких земельных участках предоставлены Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Приказом Департамента от 26.02.2010 N 329 утвержден Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций
В соответствии с пунктами 1.3-1.5, 2.1-2.6 указанного Порядка по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент осуществляет следующие полномочия: выдает согласие на присоединение к имуществу - земельному участку рекламной конструкции; организует проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках; заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках осуществляется владельцем по договору с Департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках осуществляется на основании торгов в форме аукциона, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения разрешения на установку рекламной конструкции заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы:
- данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной
регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- схема предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500 и ситуационный план;
- эскиз рекламной конструкции;
- фотография существующего положения градостроительной ситуации;
- проектное предложение с предполагаемой установкой рекламной конструкции (фотомонтаж);
- сведения о положении лица в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.
Управление государственного имущества Орловской области в двухнедельный срок со дня поступления заявления направляет в администрацию г. Орла обращение для определения соответствия установки рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, а также схеме территориального планирования или генеральному плану г. Орла и подготовки заключения с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациями о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке.
При наличии положительного заключения Управление обеспечивает оценку годовой платы на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке в месячный срок.
На основании заключения и отчета Управление принимает решение о проведении аукциона в двухнедельный срок.
Победитель аукциона заключает с Управлением договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке.
Как следует из материалов дела, для заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома N 44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома N 6; г. Орел ул. Металлургов, район дома N 4; г. Орел, ул. Московская, район дома N 159; г. Орел, ул. Михалицына, напротив дома N 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома N 54 ООО "Активные коммуникации" представило в уполномоченный орган соответствующее заявление, приложив к нему необходимые документы.
Указанное заявление Общества от 16.11.2012 в установленный законом срок не рассмотрено по существу и решение по нему не принято.
Сложившаяся переписка между Управлением государственного имущества Орловской области и администрацией города Орла свидетельствует о наличии разногласий между органом государственной власти и органом местного самоуправления по возникшим вопросам при рассмотрении заявления ООО "Активные коммуникации".
Письма указанных органов власти также не содержат сведений о рассмотрении обращения Общества по существу и принятии по нему какого-либо решения.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что Управлением государственного имущества Орловской области и администрацией города Орла допущено незаконное бездействие, связанное с неисполнением своих обязанностей по рассмотрению в установленном порядке обращения ООО "Активные коммуникации" в целях получения разрешений на установку рекламных конструкций.
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.10.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу N А48-1139/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.