Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 27. Благоустройство на территориях транспортных и инженерных коммуникаций
27.1. Объектами нормирования благоустройства на территориях транспортных коммуникаций Левокумского муниципального округа является улично-дорожная сеть (УДС) в границах красных линий, пешеходные переходы различных типов. Проектирование благоустройства производится на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение.
27.2. Объектами нормирования благоустройства на территориях инженерных коммуникаций являются охранно-эксплуатационные зоны магистральных сетей, инженерных коммуникаций.
27.3. Проектирование комплексного благоустройства на территориях транспортных и инженерных коммуникаций проводится с учетом СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (с Изменениями 1, 2), ГОСТ Р 52289-2004. "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (с Изменениями 1, 2), ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (с Поправками, с Изменениями 1, 2, 3), ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", обеспечивая условия безопасности населения и защиту прилегающих территорий от воздействия транспорта инженерных коммуникаций. Размещение подземных инженерных сетей в границах УДС должно проводиться преимущественно в проходных коллекторах.
27.4. Улицы и дороги.
27.4.1. Дороги на территории населенных пунктов Левокумского муниципального округа по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на дороги федерального, краевого, районного и местного значения в границах населенных пунктов.
27.4.2. Перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждение опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
27.4.2.1. Виды и конструкции дорожного покрытия проектируются с учетом категории дороги и обеспечения безопасности движения.
27.4.2.2. Для проектирования озеленения улиц и дорог устанавливаются минимальные расстояния от посадок до сетей подземных коммуникаций и прочих сооружений улично-дорожной сети в соответствии с СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (с Изменениями 1, 2). Возможно размещение деревьев в мощении. Размещение зеленых насаждений у поворотов и остановок при нерегулируемом движении проектируется согласно ГОСТ.
27.4.2.3. Ограждения на территории транспортных коммуникаций предназначены для организации безопасности передвижения транспортных средств и пешеходов. Ограждения улично-дорожной сети и искусственных сооружений (эстакады, путепроводы, мосты, др.) проектируются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (с Изменениями 1, 2), ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия".
27.4.2.4. Для освещения улиц на перекрестках и мостах опоры светильников располагаются преимущественно с двухсторонней расстановкой (симметрично или в шахматном порядке), по оси разделительной полосы, то же - с подвеской светильников между высокими опорами на тросах. Расстояние между опорами устанавливается в зависимости от типа светильников, источников света и высоты их установки, но не более 50 м. Предусматривается размещение оборудования декоративно-художественного (праздничного) освещения.
27.5. Площади.
27.5.1. По функциональному назначению площади подразделяются на: главные (у зданий органов власти, общественных организаций), приобъектные (у памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др.), общественно-транспортные (у вокзалов, на въездах в город), мемориальные (у памятных объектов или мест), площади транспортных развязок. При проектировании благоустройства обеспечивается максимально возможное разделение пешеходного и транспортного движения, основных и местных транспортных потоков.
27.5.2. Территории площади включают: проезжую часть, пешеходную часть, участки и территории озеленения.
27.5.3. Перечень элементов благоустройства на территории площади принимается в соответствии с пунктом 24.4.5. В зависимости от функционального назначения площади могут размещаться следующие дополнительные элементы благоустройства:
- на главных, приобъектных, мемориальных площадях - произведения монументально-декоративного искусства, водные устройства (фонтаны);
- на общественно-транспортных площадях - остановочные павильоны, некапитальные нестационарные сооружения мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания, средства наружной рекламы и информации.
27.5.3.1. Виды покрытия пешеходной части площади должны предусматривать возможность проезда автомобилей специального назначения (пожарных, аварийных, уборочных и др.), временной парковки легковых автомобилей.
27.5.3.2. Места возможного проезда и временной парковки автомобилей на пешеходной части площади выделяются разметкой, мобильным озеленением (контейнеры, вазоны), переносными ограждениями.
27.5.3.3. При озеленении площади используется периметральное озеленение, насаждения в центре площади (сквер или островок безопасности), а также совмещение этих приемов. В условиях исторической среды населенного пункта или сложившейся застройки применяются компактные и (или) мобильные приемы озеленения. Озеленение островка безопасности в центре площади осуществляется в виде партерного озеленения или высоких насаждений с учетом необходимого угла видимости для водителей согласно нормам безопасности.
27.6. Пешеходные переходы.
27.6.1. Пешеходные переходы размещаются в местах пересечения основных пешеходных коммуникаций с улицами и дорогами. Пешеходные переходы проектируются в одном уровне с проезжей частью улицы.
27.6.2. При размещении пешеходного перехода на улицах нерегулируемого движения обеспечивается треугольник видимости, в зоне которого не допускается размещение строений, некапитальных нестационарных сооружений, рекламных щитов, зеленых насаждений высотой более 0,5 м. Стороны треугольника принимаются: 8 x 40 м при разрешенной скорости движения транспорта 40 км/ч; 10 x 50 м - при скорости 60 км/ч.
27.6.3. Перечень элементов благоустройства пешеходных переходов включает: дорожную разметку, пандусы для съезда с уровня тротуара на уровень проезжей части, осветительное оборудование.
27.6.4. Если в составе пешеходного перехода расположен "островок безопасности", приподнятый над уровнем дорожного полотна, в нем предусматривается проезд шириной не менее 0,9 м в уровне транспортного полотна для беспрепятственного передвижения колясок (детских, инвалидных, хозяйственных).
27.7. Технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны.
27.7.1. На территории населенных пунктов Левокумского муниципального округа предусматриваются следующие виды технических (охранно-эксплуатационных) зон, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, в том числе мелкого заложения.
27.7.2. На территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач не допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
27.7.3. В зоне линий высоковольтных передач напряжением менее 110 кВт возможно размещение площадок для выгула и дрессировки собак. Озеленение проектируется в виде цветников и газонов по внешнему краю зоны, далее - посадок кустарника и групп низко растущих деревьев с поверхностной (неглубокой) корневой системой.
27.7.4. Благоустройство территорий водоохранных зон проектируется в соответствии с водным законодательством.
27.8. Лестницы, пандусы.
27.8.1. При строительстве, реконструкции пешеходных коммуникаций при уклонах местности более 60 промилле (1 промилле - единица измерения, равная 0,1%), а в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых - при уклонах более 50 промилле должно предусматриваться устройство лестниц, обязательно сопровождая их пандусом и поручнем.
27.8.2. При пересечении пешеходных коммуникаций с автомобильными дорогами, проездами или в иных случаях, оговоренных в задании на проектирование, должен предусматриваться бордюрный пандус для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия.
27.8.3. При проектировании открытых лестниц на перепадах рельефа высоту ступеней следует назначать не более 120 мм, ширину - не менее 400 мм и уклон 10 - 20 промилле в сторону вышележащей ступени. После каждых 10-12 ступеней рекомендуется устраивать площадки длиной не менее 1,5 м. Край первых ступеней лестниц при спуске и подъеме необходимо выделять полосами яркой контрастной окраски. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша устанавливаются одинаковыми по ширине и высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий населенного пункта высота ступеней может быть увеличена до 150 мм, а ширина ступеней и длина площадки - уменьшена до 300 мм и 1,0 м соответственно.
27.8.4. Пандус выполняется из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих пандус конструкций предусматривается ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни. Уклон бордюрного пандуса принимают 1:12.
27.8.5. При повороте пандуса или его протяженности более 9 м не реже чем через каждые 9 м следует предусматривать горизонтальные площадки размером 1,5 x 1,5 м. На горизонтальных площадках по окончании спуска проектируют дренажные устройства. Горизонтальные участки пути в начале и конце пандуса выполняют отличающимися от окружающих поверхностей текстурой и цветом.
27.8.6. По обеим сторонам лестницы или пандуса предусматривают поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 ми более необходимо предусматривать разделительные поручни. Длину поручней рекомендуется устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней.
27.9. Велосипедные дорожки.
27.9.1. Благоустройство пешеходной зоны (пешеходных тротуаров и велосипедных дорожек) осуществляется с учетом комфортности пребывания в ней и доступности для маломобильных пешеходов.
27.9.2. При создании велосипедных путей создаются условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде.
27.9.3. Типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе муниципального образования и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов применяются различные решения - от организации полностью изолированной велодорожки, связывающей периферийные районы с центром населенного пункта, до полного отсутствия выделенных велодорожек или велополос на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч.
27.9.4. При организации объектов велосипедной инфраструктуры создаются условия для обеспечения безопасности, связности, прямолинейности, комфортности.
27.9.5. Перечень элементов комплексного благоустройства велодорожек включает: твердый тип покрытия, элементы сопряжения поверхности велодорожки с прилегающими территориями.
27.9.6. На велодорожках, размещаемых вдоль улиц и дорог, целесообразно предусматривать освещение, на рекреационных территориях - озеленение вдоль велодорожек.
27.9.7. Для эффективного использования велосипедного передвижения применяются следующие меры:
- маршруты велодорожек, интегрированные в единую замкнутую систему;
- комфортные и безопасные пересечения веломаршрутов на перекрестках пешеходного и автомобильного движения (например, проезды под интенсивными автомобильными перекрестками);
- снижение общей скорости движения автомобильного транспорта в районе, чтобы велосипедисты могли безопасно пользоваться проезжей частью;
- организация безбарьерной среды в зонах перепада высот на маршруте;
- организация велодорожек не только в прогулочных зонах, но и на маршрутах, ведущих к зонам транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и остановках внеуличного транспорта;
- безопасные велопарковки с ответственным хранением в зонах ТПУ и остановок внеуличного транспорта, а также в районных центрах активности.
27.10. Элементы инженерной подготовки и защиты территории.
27.10.1. Элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство пользования территорией, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод, а также мероприятий по устройству берегоукрепления, дамб обвалования, дренажных систем и прочих элементов, обеспечивающих инженерную защиту территорий.
27.10.2. Задачи организации рельефа при проектировании благоустройства следует определять в зависимости от функционального назначения территории и целей ее преобразования и реконструкции. Организацию рельефа реконструируемой территории следует ориентировать на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова, имеющихся зеленых насаждений, условий существующего поверхностного водоотвода, использование вытесняемых грунтов на площадке строительства.
27.10.3. При организации рельефа следует предусматривать снятие плодородного слоя почвы толщиной 150-200 мм и оборудование места для его временного хранения, а если подтверждено отсутствие в нем сверхнормативного загрязнения любых видов - меры по защите от загрязнения. При проведении подсыпки грунта на территории допускается использовать только минеральные грунты и верхние плодородные слои почвы.
27.10.4. При террасировании рельефа необходимо проектировать подпорные стенки и откосы. Максимально допустимые величины углов откосов устанавливаются в зависимости от видов грунтов.
27.10.5. Целесообразно проводить укрепление откосов. Выбор материала и технологии укрепления зависят от местоположения откоса в населенном пункте, предполагаемого уровня механических нагрузок на склон, крутизны склона и формируемой среды.
27.10.6. На территориях зон особо охраняемых природных территорий для укрепления откосов открытых русел водоемов следует использовать материалы и приемы, сохраняющие естественный вид берегов: габионные конструкции, нетканые синтетические материалы, покрытие типа "соты", одерновку, ряжевые деревянные берегоукрепления, естественный камень, песок, валуны, посадки растений и т.п.
27.10.7. В застройке населенного пункта укрепление откосов открытых русел проводят с использованием материалов и приемов, предотвращающих неорганизованное попадание поверхностного стока в водоем и разрушение берегов в условиях высокого уровня механических нагрузок: формирование набережных с применением подпорных стенок, стеновых блоков, облицовкой плитами и омоноличиванием швов и т.п.
27.10.8. Подпорные стенки необходимо проектировать с учетом конструкций и разницы высот сопрягаемых террас в зависимости от каждого конкретного проектного решения.
27.10.9. Следует предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций, ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений в зависимости от каждого конкретного проектного решения.
27.10.10. Особое внимание при благоустройстве пространств населенного пункта следует уделить организации системы поверхностного водоотвода и организации инфильтрации поверхностного стока. При работе на природных комплексах и озелененных территориях необходимо максимально предусматривать возможность инфильтрации чистого дождевого стока на самом объекте благоустройства за счет создания устойчивых дренажных систем, устройства водопроницаемых покрытий, открытых задерненных канав с использованием водной растительности.
27.10.11. На благоустраиваемой территории при наличии большого количества твердого мощения следует использовать установку системы линейного наземного и подземного водоотвода. Линейный водоотвод представляет систему каналов, соединенных друг с другом в линию. Каналы разных размеров могут закрываться решетками из материалов в зависимости от классов нагрузки и степени водопоглощения. Линейный водоотвод обязательно должен быть связан с общей системой ливневой канализации населенного пункта.
27.10.12. Наружный водосток, используемый для отвода воды с кровель зданий там, где это возможно, следует использовать локально для организации водных сооружений на объекте благоустройства и системы полива, а там, где это не представляется возможным - связывать с общей системой ливневой канализации, чтобы около зданий на тротуарах не образовывались потоки воды, а в холодное время года - обледенение участков возле водосточных труб.
27.10.13. При организации стока необходимо обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройство конструктивных элементов открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев (с учетом материалов и конструкций). Проектирование поверхностного водоотвода следует осуществлять с минимальным объемом земляных работ, а также предусматривать сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы с учетом местоположения, существующих нормативов и технических условий.
27.10.14. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в границах территорий парков и лесопарков. Открытые лотки (канавы, кюветы) по дну или по всему периметру следует укреплять (одерновка, каменное мощение, монолитный бетон, сборный железобетон и др.), угол откосов кюветов принимают в зависимости от видов грунтов.
27.10.15. Минимальные и максимальные уклоны проектируют с учетом неразмывающих скоростей воды, которые принимаются в зависимости от вида покрытия водоотводящих элементов. На участках рельефа, где скорости течения дождевых вод выше максимально допустимых, следует обеспечивать устройство быстротоков (ступенчатых перепадов).
27.10.16. На территориях объектов рекреации водоотводные лотки могут обеспечивать сопряжение покрытия пешеходной коммуникации с газоном, их рекомендуется выполнять из элементов мощения (плоского булыжника, колотой или пиленой брусчатки, каменной плитки и др.), стыки допускается замоноличивать раствором высококачественной глины.
27.10.17. Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц. На территории населенного пункта запрещено устройство поглощающих колодцев и испарительных площадок.
27.10.18. При обустройстве решеток, перекрывающих водоотводящие лотки на пешеходных коммуникациях, ребра решеток не следует располагать вдоль направления пешеходного движения, а ширину отверстий между ребрами следует принимать не более 15 мм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.