г.Калуга |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А64-7443/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Степиной Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи при участии в заседании: |
Кузиной И.А. |
от Регионального отделения работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей" (ул. Коммунальная, д. 51, г. Тамбов, 392000, ИНН 6832026837, ОГРН 1036888178140) |
- Димковича А.В. - представитель (доверенность б/н от 01.04.2014, сроком на один год); |
от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ул. Советская/М.Горького, д. 104/14, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829010210, ОГРН 1056882285129)
от открытого акционерного общества "Корпорация "Росхимзащита" (ул. Моршанское шоссе, д. 19, г. Тамбов, 392680, ИНН 6829018032, ОГРН 10668229000182)
от открытого акционерного общества "Тамбовмаш" (проезд Монтажников, д. 10, г. Тамбов, 392010, ИНН 6829000130, ОГРН 10268001223679)
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (ул. К. Маркса, д. 57-а, г. Тамбов, 392002, ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274)
от Федеральной службы по тарифам (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1, г. Москва, 109074)
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ул. Студенецкая, д. 10, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829017247, ОГРН 1056882378464)
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Тамбовэнерго" (Моршанское шоссе. Д. 23, г. Тамбов, 392680, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) |
- Вдовиной М.Н. - представитель (доверенность N 130-06/13 от 12.05.2014, сроком до 31.12.2014) и Шляхова А.С. - представитель (доверенность N 130-06/45 от 31.12.2013, сроком до 31.12.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Морозова Р.В. - представитель (доверенность N 19 от 21.05.2013, сроком на один год) и Бочаровой Д.А. - представитель (доверенность N 22 от 19.06.2013, сроком на один год);
- Киреевой М.А. - представитель (доверенность N 01-43/06 от 09.01.2014, сроком до 31.12.2014) и Бирюкова С.В. - представитель (доверенность N 01-43/01 от 09.01.2014, сроком до 31.12.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Беловой Е.В. - представитель (доверенность N Д-ТБ/34 от 22.04.2014, сроком до 01.06.2014)
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014 (судьи Парфёнова Л.И., Игнатенко В.А., Сучков С.А.) по делу N А64-7443/2013,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей" (далее - Региональное отделение работодателей), открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания"), открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита" (далее - ОАО "Корпорация "Росхимзащита"), открытое акционерное общество "Тамбовмаш" (далее - ОАО "Тамбовмаш") обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействующими приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление):
от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г.";
от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." в части не выделения в тарифной группе "прочие потребители" потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная служба по тарифам, открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания".
Решением арбитражного суда от 11.02.2014 требования ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Корпорация "Росхимзащита" удовлетворены, оспариваемые приказы Управления признаны недействующими. В удовлетворении требований Регионального отделения работодателей и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обжаловали его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, Управление просит отменить состоявшийся по делу судебный акт в части удовлетворения требований вышеназванных заявителей и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об их удовлетворении.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобах, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, 30.05.2012 Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области принят приказ N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г.", который опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 08.06.2012 N 43 (1275) (спецвыпуск).
Согласно данному приказу были установлены единые (котловые) тарифы для следующих групп потребителей: базовые потребители; прочие потребители; население и приравненные к нему категории потребителей. Для группы потребителей "прочие потребители" установлены одноставочный и двухставочный тариф в диапазонах напряжения. Двухставочный тариф включает в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
С 01.01.2013 данный приказ утратил силу.
Приказом Управления от 25.12.2012 N 251-э (с изменениями, внесенными приказом от 08.08.2013 N 67-э) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г.", опубликованном в установленном законом порядке, для потребителей электрической энергии установлены тарифы на услуги по её передаче.
В соответствии с данным приказом по группе "прочие потребители" установлены:
-одноставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря по диапазонам напряжения.
-двухставочный тариф с разбивкой с 01 января по 30 июня; с 01 июля по 09 августа; с 10 августа по 31 декабря по диапазонам напряжения, включающий в себя ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
Заявители, считая, что при издании вышеназванных приказов Управление обязано было установить тарифы для подгруппы потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Корпорация "Росхимзащита", арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании постановления Главы администрации Тамбовской области от 06.11.2012 N 110 уполномоченным органом по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, является Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), согласно пункту 81 которых цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Пунктом 81 Основ ценообразования также установлены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.
В частности, указанная группа потребителей электрической энергии оплачивает услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442);
- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя энергетической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, действовавших в спорный период, расчет тарифов для вышеназванной группы потребителей электрической энергии должен осуществляться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Как следует из пункта 1 Методических указаний, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Пункт 55 Методических указаний предусматривает установление регулирующим органом тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (абзац 2 пункта 55);
в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 пункта 55):
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго пункта 55 Методических указаний (абзац 4 пункта 55);
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети (абзац 5 пункта 55).
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается факт присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Корпорация "Росхимзащита" опосредованно к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.
Как установлено судом, в оспариваемых приказах Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не установило тарифы за услуги по передаче электроэнергии для указанной категории потребителей электрической энергии.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г." и от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 г." не соответствуют Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2, имеющим большую юридическую силу, в связи с неустановлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Учитывая изложенное, заявленные требования ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Корпорация "Росхимзащита" обоснованно удовлетворены.
Доводы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области о несогласии с обжалуемым судебным актом в этой части основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Как указано выше, на основании оспариваемых приказов Управления возникли правовые последствия для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Региональное отделение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей" и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не относятся к указанной категории потребителей электрической энергии, а поэтому оспариваемые приказы непосредственно не затрагивают их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на них каких-либо обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно отказал Региональному отделению работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей", ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в удовлетворении заявленных ими требований.
Приведенные заявителями в кассационных жалобах доводы не могут быть приняты судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2014 по делу N А64-7443/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.