Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
с участием прокурора Биенко Н.В.,
при секретаре Зварич Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Большереченский коммунальный комплекс" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 N 532/89 "О корректировке тарифов на 2021 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 18 декабря 2020 года N 532/89 "О корректировке тарифов на 2021 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс" (далее - Приказ N 532/89) принято решение изложить в новой редакции Приложение N 2 к приказу РЭК Омской области от 11 декабря 2018 года N 457/87 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс".
Так тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП "Большереченский коммунальный комплекс" для потребителей от котельной N 1, рабочий поселок Большеречье, без учета НДС одноставочный на 2021 год составляет 1 500, 23 население, с учетом НДС 1 800, 28.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года. (л.д.71).
МУП "Большереченский коммунальный комплекс" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующим с 01 января 2021 года Приказа N 532/89, в части установления тарифа для потребителей котельной N 1, рабочий поселок Большеречье (л.д.4-8,135-139).
В обоснование заявленных требований указано, что МУП "Большереченский коммунальный комплекс" с сентября 2018 года оказывает в р.п. Большеречье услуги по теплоснабжению. Для осуществления деятельности, в четвертом квартале 2018 года, в рамках товарного кредита, выданного ООО "Газпромнефть - Региональные продажи", предприятием было закуплено 2 722 тонны мазута по средней цене 18 978 рубля 84 копейки за тонну. По состоянию на конец 2018 года задолженность по товарному кредиту составила 45,5 млн. рублей. В 2019 году стоимость мазута, заложенная в тариф, составила 20 930 рублей 11 копеек за тонну, однако в течение года стоимость продукта упала до 11 485 рублей 83 копеек, в результате чего предприятием была получена прибыль в размере 14 млн. рублей. Также предприятием из областного бюджета была получена субсидия на компенсацию выпадающих доходов в размере 31,1 млн. рублей. Все указанные денежные средства были направлены на погашение кредитной задолженности. Кроме того, по итогам 4 квартала 2018 года по котельной N 1 МУП "Большереченский коммунальный комплекс" образовался убыток в размере 28 млн. рублей. Анализ факта 2018 года РЭК Омской области проведен не был, поскольку предприятие не отработало целый календарный год, и корректировка необходимой валовой выручки в 2020 году не производилась, на полученную прибыль 2019 года уменьшен тариф. Произведенная корректировка снизит необходимую валовую выручку предприятия на 2021 год с 86, 7 млн. рублей до 41, 6 млн. рублей, что может привести к банкротству предприятия и угрозе жизнедеятельности населения. Считают, что скорректированный тариф на 2021 год на тепловую энергию для потребителей МУП "Большереченский коммунальный комплекс" для потребителей котельной N 1 не отвечает принципам экономической обоснованности и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В судебном заседании представители МУП "Большереченский коммунальный комплекс" Буш В.А., Сельский В.В. заявленные требования поддержали.
Представители РЭК Омской области Шамгонова Ж.К., Стельмашек Б.Н., Ермоленко Л.Я. против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов. Пояснили, что тариф принят на экономически обоснованном уровне, а его снижение по сравнению с тарифами на 2019 - 2020 годы обусловлено произведенной корректировкой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год по котельной N 1. Основной причиной возникновения у МУП "Большереченский коммунальный комплекс" экономически необоснованных доходов (расходов) стала разница в цене мазута с 20 930 рублей 11 копеек за тонну до 11 485 рублей 84 копейки (письменный отзыв - л.д. 107-109).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, тарифного дела 06-03/105, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в пункте 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 N 212-П "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на установление тарифов в сфере теплоснабжения (подпункт 1 пункта 10 указанного Положения).
Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
На основании пункта 17 указанного Положения и в соответствии с разделами 5, 7 Регламента РЭК Омской области, утвержденного приказом РЭК Омской области от 08.07.2008 N 56/29, оспариваемый приказ принят на заседании правления РЭК Омской области при наличии необходимого кворума.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Кроме того, судом установлено, что МУП "Большереченский коммунальный комплекс" осуществляет деятельность по оказанию услуг по реализации тепловой энергии для потребителей. При этом имущество, используемое для осуществления регулируемой деятельности, находится в хозяйственном ведении предприятия на основании распоряжения Администрации Большереченского городского поселения муниципального района Омской области от 25 июля 2018 года N 467.
Приказом от 11 декабря 2018 года N 457/87 установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2019 - 2021 для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Большереченский коммунальный комплекс", с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1 к настоящему приказу (пункт 1). Согласно пункту 2 приказа тарифы на тепловую энергию для потребителей установлены согласно приложению N 2. В силу пункта 3 приказа долгосрочные параметры регулирования, установленные в пункте 1 и тарифы, установленные в пункте 2 приказа, действуют с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 года (л. д 17-18, 19-20).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов.
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (пункт 51 Основ ценообразования).
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
На основании заявления МУП "Большереченский коммунальный комплекс" от 30 апреля 2020 года о корректировке утвержденных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей предприятия с учетом метода индексации, 18 декабря 2020 года, по результатам проведения специалистами РЭК Омской области экспертизы, на заседании правления принят оспариваемый приказ "О корректировке тарифов на 2021 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс".
Так, согласно приложению N 2 к приказу тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Большереченский коммунальный комплекс" для потребителей от котельной N 1, рабочий поселок Большеречье, без учета НДС одноставочный на 2021 год составляет 1 500, 23 население, с учетом НДС 1 800, 28 (л.д. 14-16, 72-78, 79-95).
Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 N 760-Э утверждены Методические рекомендации по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
(тыс. руб.), (формула 22)
где: - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;
- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;
ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
В результате применения указанной формулы, РЭК Омской области выявлены денежные средства, подлежащие изъятию из необходимой валовой выручки истца на 2021 год в размере 42235,98 тыс. рублей (расчет корректировки на л.д.110-111).
Представители административного истца правильность произведенных административным ответчиком расчетов не оспаривали.
Согласно экспертному заключению по рассмотрению РЭК Омской области дела N 06-03/105 по корректировке тарифов на тепловую энергию на 2021 год от 17 декабря 2020 года (л.д.79-95) корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год с применением индексов - дефляторов на 2020 год - 103, 2, на 2021 год - 103, 6, составила по котельной N 1 "-" 45156,68 тыс. рублей.
По результатам анализа расходов по регулируемому виду деятельности за 2019 год выявлены экономически необоснованные доходы (расходы), в том числе, по котельной N 1 в размере "-" 835,08 тыс. рублей, согласно пунктам 12, 13 Методических рекомендаций (приложение N 6.1).
Доводы административного ответчика о том, что основной причиной возникновения у истца экономически необоснованных доходов (расходов) является разница в цене мазута, нашли подтверждение.
Так, из приложения N 3 к экспертному заключению "Анализ регулируемой деятельности МУП "БКК" за 2019 год" (л.д.88-90) усматривается, что при формировании тарифа на 2019 год цена топлива (мазут) составила 20 930 рублей 11 копеек за тонну, а по факту 2019 года - 11 485 рублей 83 копейки за тонну. Отклонение от утвержденного тарифа составило - 9444,27 рублей.
При формировании РЭК Омской области тарифа на 2019 год стоимость тонны мазута была рассчитана РЭК Омской области на основании реестра счетов-фактур за 2018 год, предоставленных предприятием (л.д.140-166), с применением индексов-дефляторов.
Представители административного истца не оспаривали правильность расчета РЭК Омской области цены топлива при формировании тарифа на 2019 год. В то же время, считают, что произведенная в связи с изменением стоимости топлива корректировка, не позволит предприятию осуществлять деятельность в связи с недостаточностью средств. Представитель РЭК Омской области пояснил, что потребителями тепловой энергии оплачена стоимость топлива по цене, которая фактически снизилась в 2019 году, в результате чего у предприятия возникли экономически необоснованные доходы, при том что размеры доходов и расходов предприятия должны быть равны.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Действующий в настоящее время в регулируемых сферах деятельности порядок ценообразования предусматривает установление регулируемых тарифов исходя из плановой величины необходимой валовой выручки регулируемой организации и планируемого объема отпуска товаров и услуг регулируемой организации, что не исключает возникновение отклонения фактических показателей регулируемой деятельности от плановых.
Отдельные расходы и доходы, связанные с регулируемой деятельностью, не включаются в необходимую валовую выручку только в случае их экономической необоснованности в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 9 Основ ценообразования, пункт 33 Правил регулирования цен).
Таким образом, Основами ценообразования предусмотрен баланс интересов участников регулируемых отношений посредством учета понесенных экономически обоснованных расходов и (или) недополученных доходов, а также исключения экономически необоснованных расходов и (или) избыточных доходов из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последующих периодах регулирования.
На основании изложенного, доводы административного истца о том, что скорректированный РЭК Омской области тариф на 2021 год на тепловую энергию для потребителей МУП "Большереченский коммунальный комплекс" в части котельной N 1 не отвечает установленным действующим законодательством основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, являются необоснованными.
Судом установлено, что РЭК Омской области выявлены экономически необоснованные доходы МУП "Большереченский коммунальный комплекс" за 2019 год, которые в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования подлежали исключению из необходимой валовой выручки.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым приказом.
Приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренных законом порядке и форме, надлежащим образом опубликован. Положения приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают. Тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Большереченский коммунальный комплекс" на 2021 год приняты в экономически обоснованном размере, с учетом включаемых в необходимую валовую выручку фактически понесенных предприятием расходов на топливо, а также баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, что соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3, 7 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия "Большереченский коммунальный комплекс" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 N 532/89 "О корректировке тарифов на 2021 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 7 июня 2021 г. N 3а-93/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18.12.2020 N 532/89 "О корректировке тарифов на 2021 год на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области "Большереченский коммунальный комплекс"
Текст решения опубликован не был