г.Калуга |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А36-5577/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.03.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340, г.Липецк, пр.Победы, 87-А, 398001); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области (г.Липецк, ул.Советская, 3, 398001); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.08.2014 (судья Тонких Л.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-5577/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК", Общество, заявитель) и товарищество собственников жилья "Доверие" (далее - ТСЖ "Доверие", ТСЖ) обратились в Арбитражный суд Липецкой области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление, административный орган) от 23.10.2013 о привлечении ООО "ГЭСК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 12.08.2014 суд на основании п.5 ч.1 ст.150 АПК РФ прекратил производство по делу N А36-5577/2013 по заявлению товарищества собственников жилья "Доверие".
Решением суда от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2014, изменено постановление Управления от 23.10.2013 в части административного наказания путем уменьшения размера штрафа до 100 000 рублей, при этом суд руководствовался правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
В кассационной жалобе Общество просит изменить решение и постановление суда, снизив размер штрафа до 10 000 рублей.
Заявитель жалобы считает, что установленный судом штраф в размере 100 000 рублей является несоразмерным относительно вмененного правонарушения и избыточным с учетом того, что Обществом негативные последствия были устранены до его привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены, изменения оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании обращения 04.07.2013 гражданки Добродеевой С.Н., являющейся собственником квартиры N 36 в доме N 147А по ул.Гагарина в г.Липецке, по вопросам правомерности применения тарифов за период апрель-май 2013 на оплату потребленной электроэнергии ТСЖ "Доверие", Управлением в период с 19.07.2013 по 08.08.2013 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ГЭСК" порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов на них влияющих, хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования.
В ходе проверки Управление пришло к выводам о завышении ООО "ГЭСК" регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей при расчете платы за коммунальную услугу - электроснабжение, в период с апреля 2012 по июнь 2013 года, что отображено в акте проверки от 09.08.2013 N 99.
На основании п.1 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) Обществу предписывалось в срок до 20.09.2013 произвести перерасчет размера платы за услуги по электроснабжению в отношении ТСЖ "Доверие" по заключенному договору энергоснабжения предприятий сферы ЖКХ от 06.04.2012 N 15925 в отношении многоквартирного жилого дома N 147А по ул.Гагарина за период с апреля 2012 года по июнь 2013 года с применением тарифов на коммунальные услуги по электроснабжению в соответствии с постановлениями Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 16 декабря 2011 года N 61/1 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Липецкой области, на 2012 год" (в ред.постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 25.05.2012 N 21/1); от 24 декабря 2012 года N 56 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Липецкой области, на 2013 год" и представить копии платежных документов, подтверждающих перерасчет.
По итогам проверки 09.09.2013 Управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.10.2013 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 163 812,22 руб.
Данное постановление оспорено ООО "ГЭСК" в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В рассматриваемый период тарифы утверждались Управлением в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлениями Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", приказами ФСТ России от 06.10.2011 N 240-э\5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к ним категориям потребителей, на 2012 год", от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)", постановлениями от 16.12.2011 N61/1 (в редакции постановления Управления от 25.05.2012 N21/1), от 24.12.2012 N56.
В период с июня 2012 по июнь 2013 в счетах, предъявленных к оплате ТСЖ "Доверие" в отношении дома N 147А по ул.Гагарина, ООО "ГЭСК" применены нерегулируемые тарифы на электрическую энергию для прочих потребителей по первой ценовой категории с установленной мощностью оборудования менее 150 кВт по уровню напряжения СН2, в результате чего излишне полученная выручка ООО "ГЭСК" составила 81 906,11 руб.
Таким образом, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности, наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Снизив размер подлежащего взысканию с общества штрафа до 100 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций руководствовались правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Как следует из данного постановления, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанном постановлении.
Исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности, принимая во внимание характер совершенного Обществом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, суд счел возможным снизить размер наложенного на ООО "ГЭСК" административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, до 100 000 рублей.
Довод Общества о том, что суд должен был снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей подлежит отклонению, поскольку в каждом конкретном случае применение положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П является оценочной категорией и потому не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А36-5577/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.