В целях проведения единой технической политики при эксплуатации подвижного состава железных дорог и повышения безопасности эксплуатации его воздушных резервуаров:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2020 года прилагаемые Правила надзора за воздушными резервуарами подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД" (далее - Правила).
2. Руководителям подразделений, осуществляющих изготовление, эксплуатацию и ремонт воздушных резервуаров подвижного состава железных дорог Российской Федерации, обеспечить организацию выполнения требований Правил.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", его дочерних и зависимых обществ, осуществляющих изготовление, эксплуатацию и ремонт воздушных резервуаров подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД", по кругу ведения.
Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" - начальник Дирекции тяги |
О. Валинский |
Настоящие Правила вводятся в действие с 1 июня 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
N 1212/р от 4 июня 2020 года
Правила надзора за воздушными резервуарами подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
I. Общие положения
1. Область применения
Настоящие Правила (далее - Правила) устанавливают единые требования технического надзора за эксплуатацией и ремонтом воздушных резервуаров (далее - резервуары) локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских и грузовых вагонов и специального подвижного состава (далее - ПС), эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД" и используемых в тормозной системе в качестве главных, вспомогательных, запасных вместимостью 0,012 (12 л) и более, а также до 0,012 (12 л), при условии что произведение рабочего давления в МПа на объем в (литрах) составляет или превышает число 0,02 (200).
Настоящие Правила обязательны для применения во всех организациях и предприятиях, осуществляющих изготовление, эксплуатацию и ремонт воздушных резервуаров ПС, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД", кроме эксплуатирующих электропоезда серий ЭС, ЭВС (Освидетельствование воздушных резервуаров серий ЭС, ЭВС осуществляется в соответствии с Программой и методикой освидетельствования воздушных резервуаров электропоездов серии ЭС, ЭВС, ПМ-1, утвержденной от 2 октября 2019 г.).
2. Нормативные ссылки
В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 8.010-2013 ГСИ. Методики выполнения измерений. Основные положения, далее - ГОСТ 8.010;
ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности, далее - ГОСТ 12.2.056;
ГОСТ 12.2.085-2017 Арматура трубопроводная. Клапаны предохранительные. Выбор и расчет пропускной способности, далее - ГОСТ 12.2.085-2017.
ГОСТ 1561-75 Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог. Технические условия, далее - ГОСТ 1561;
ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия, далее - ГОСТ 2246;
ГОСТ 4666-2015 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке, далее - ГОСТ 4666;
ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия, далее - ГОСТ 9466;
ГОСТ Р 8.568-2017 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения, далее - ГОСТ Р 8.568;
ГОСТ 26271-84 Проволока порошковая для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей. Общие технические условия, далее - ГОСТ 26271;
ГОСТ 34347-2017 Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия, далее - ГОСТ 34347;
ГОСТ Р 52400-2005 Резервуары воздушные для тормозов вагонов железных дорог. Общие технические условия, далее - ГОСТ Р 52400-2005;
ОСТ 32.48-95 Резервуары воздушные для тягового подвижного состава. Габаритные и присоединительные размеры и технические требования, далее - ОСТ 32.48;
Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ-ЦЛ, утвержденное пятьдесят четвертым Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 г.), далее - 732-ЦВ-ЦЛ.
3. Определения
В настоящих Правилах используются следующие основные определения:
Давление пробное - давление, при котором производится испытание сосуда.
Давление расчетное - давление, на которое производится расчет на прочность.
Давление рабочее - максимальное внутреннее избыточное или наружное давление, возникающее при нормальном протекании рабочего процесса.
Давление условное - расчетное давление при температуре 20°С, используемое при расчете на прочность стандартных сосудов (узлов, деталей, арматуры).
Диапазон измерений манометра - область значений измеренного давления, для которой нормированы допускаемые погрешности манометра.
Диапазоны показаний манометра - область значений шкалы манометра, ограниченная конечным и начальным значениями шкалы.
II. Общие требования к техническому надзору за эксплуатацией резервуаров
4. Резервуары в процессе эксплуатации подвергаются техническим освидетельствованиям:
а) первичному - при вводе в эксплуатацию (в случае поставки, в т.ч. из ремонта);
б) периодическому - в процессе эксплуатации;
в) внеочередному - в случае нарушения технологического режима, повлекшего превышение рабочего эксплуатационного режима;
г) аварийному - в случае аварий, вызвавших деформацию или повреждение резервуара.
5. Техническое освидетельствование может быть частичным или полным. Частичное техническое освидетельствование включает в себя проверку технической документации и наружный осмотр. Полное техническое освидетельствование включает в себя частичное техническое освидетельствование и демонтаж резервуара для проведения гидравлического испытания.
6. Решение о полном или частичном удалении защитного покрытия резервуара или его сохранении при проведении гидравлического испытания принимает ответственный исполнитель.
7. Техническое освидетельствование по пунктам 4а, 4б настоящих Правил может быть частичным или полным; по пунктам 4в, 4г - только полным.
8. Первичное техническое освидетельствование резервуара по пункту 4а настоящих Правил включает проверки монтажа, оснащения его арматурой, измерительными приборами, предохранительными устройствами и соответствия сопроводительным эксплуатационным документам.
9. Проверка технической документации, являющаяся частью работ по техническому освидетельствованию всех видов, должна состоять из проверки:
соответствия паспорту резервуара данных на табличке изготовителя или штуцере резервуара;
наличия инструкций, регламентов, технологических процессов, учетных документов (приложения 2 и 3), необходимых для эксплуатации резервуаров и документирования (регистрации) в них процесса эксплуатации, технических освидетельствований и ремонтов.
10. Перед техническим освидетельствованием по пунктам 4а-4г настоящих Правил необходимо ознакомиться с ранее сделанными записями в паспорте резервуара, книге формы 1 или карточке формы 2 (приложение 21 журнале# учета эксплуатации парка резервуаров ПС эксплуатирующей организации, приказами о назначении лиц, ответственных за проведение технического надзора и ответственных за эксплуатацию резервуаров.
11. Резервуары при периодическом техническом освидетельствовании подвергаются:
частичному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 2 года при очередных плановых ремонтах ПС (для пассажирских вагонов при техническом обслуживании в объеме ТО-3); полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 4 года.
Полное техническое освидетельствование резервуаров приурочивают на подвижном составе к очередному ТР2, ТР3, СР, КР локомотивов и моторвагонного подвижного состава, ДР и КР вагонов, на специальном подвижном составе - к ТР3, КР 1, КР2, в том числе и тогда, когда до очередного полного освидетельствования остается менее 1,5 лет.
Допускается (при увеличенных межремонтных пробегах ПС) продлевать очередное полное техническое освидетельствование резервуаров на полгода (или год) с разрешения руководителя соответствующей организации.
12. До начала осмотра резервуара необходимо проверить надежность отключения его от компрессора, отсутствие в нем давления и принять другие необходимые меры безопасности.
13. Задачей наружного осмотра является выявление визуальным способом механических и коррозионных повреждений корпуса резервуара.
Резервуары с вмятинами в количестве не более трех, с расположением их вне сварных швов и на расстоянии друг от друга равном не менее 15% его диаметра и глубиной вмятины не более 5 мм, с коррозионными повреждениями не более 20% от общей поверхности резервуара с глубиной до 10% от толщины стенки резервуара допускаются к дальнейшей эксплуатации.
Для запасных резервуаров грузовых, рефрижераторных и пассажирских вагонов: на запасном резервуаре Р7-12 и Р7-16 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 38 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,05 и глубиной до 0,25 мм;
на запасном резервуаре Р7-55 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 45 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,16 и глубиной 0,25 мм;
на запасном резервуаре Р7-78 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 45 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,24 и глубиной 0,3 мм;
на запасном резервуаре Р7-100 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 54 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,28 и глубиной до 0,39 мм;
на запасном резервуаре Р7-135 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 60 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,32 и глубиной до 0,3 мм;
на запасном резервуаре Р10-170 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 63 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,35 и глубиной до 0,4 мм.
Методики выполнения измерений геометрических параметров имеющихся повреждений должны содержаться в документации, регламентирующей испытания, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров или в технологической документации предприятия, осуществляющего ремонт запасных резервуаров.
14. При периодическом освидетельствовании в соответствии с пунктом 4б настоящих Правил главные воздушные резервуары локомотивов и моторвагонного подвижного состава подлежат обязательной пропарке с последующей промывкой горячей водой.
15. Гидравлическое испытание резервуаров проводится только при удовлетворительных результатах наружного осмотра и совмещается с ремонтами по пункту 11 настоящих Правил.
16. При заполнении резервуара водой воздух должен быть удален полностью. Для гидравлического испытания должна применяться вода с температурой не ниже плюс 5°С и не выше плюс 40°С, если в технической документации на резервуар нет других указаний.
По согласованию с изготовителем вместо воды может быть использована другая жидкость.
17. Давление при испытании должно контролироваться двумя манометрами, либо альтернативными средствами контроля величины давления, включая автоматизированное оборудование. Манометры должны быть одного типа, одинакового класса точности, диапазона измерения и цены деления.
Давление испытания принимается равным рабочему плюс 0,5 МПа (5 ), а время испытания резервуаров - не менее 10 мин.
При испытании запасных резервуаров грузовых, рефрижераторных и пассажирских вагонов давление гидравлического испытания запасных резервуаров Р7-12, Р7-16, Р7-55, Р7-78, Р7-100 и Р7-135 должно быть равным (1,05 + 0,05) МПа [(10,5 + 0,5) ], время испытания - не менее 10 минут, а резервуара Р10-170 - (1,40 + 0,05) МПа [(14,0 + 0,5) ] и время - не менее 15 минут.
18. Результаты гидравлического испытания признаются удовлетворительными, если не обнаружено:
течи, трещин, в основном металле и сварочных соединениях;
падения давления по манометру или альтернативному средству контроля величины давления за время, необходимое для выполнения контрольной операции.
После гидравлического испытания запасный резервуар должен быть просушен внутри.
III. Метрологическое обеспечение технического надзора за эксплуатацией резервуаров
19. Требования к измерениям, средствам измерений, контроля и испытаний должны содержаться в соответствующей документации, регламентирующей испытания, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров.
20. Содержащиеся в проектах технической документации на испытание, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров требования к измерениям, средствам измерений, контроля и испытаний должны пройти обязательную оценку соблюдения метрологических требований и согласованы метрологической службой организации, ответственной за разработку. Оценка и согласование проводится в соответствии с установленным в этой организации порядком.
21. В документации, регламентирующей испытания, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров, должны быть указаны требования о необходимости наличия при проведении работ на применяемые средства измерений действующих удостоверений поверки, либо калибровки (например, клеймо, свидетельство о поверке, сертификат о калибровке, отметка в паспорте), а на испытательное оборудование - действующего удостоверения проведенной аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568 (например, протокол аттестации).
22. Методики выполнения измерений, содержащиеся в документации, регламентирующей испытания, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров рекомендуется разрабатывать в соответствии с положениями ГОСТ 8.010.
23. В ходе технического надзора за эксплуатацией резервуаров проверяется соответствие конструкторской документации установленных для контроля давления в них средств измерений, в том числе производится проверка соблюдения требований, изложенных в пунктах 24-29 настоящих Правил.
24. Для контроля давления в резервуарах применяются деформационные манометры избыточного давления.
Шкалу манометра выбирают исходя из условия, что при рабочем давлении стрелка манометра должна находиться во второй трети шкалы.
25. Класс точности манометров должен быть не ниже 1,5, а диаметр или размер лицевой панели их корпусов - не менее 100 мм. Класс точности манометров устанавливается разработчиком пневмосистемы, в которой эксплуатируются резервуары, в зависимости от допусков на контролируемые значения давлений, погрешностей измерений и месторасположения манометров относительно лица, наблюдающего за его показаниями.
26. Монтаж, рабочее положение, эксплуатация и техническое обслуживание манометров должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации на конкретные типы манометров. Манометры тормозной магистрали электровозов и тепловозов должны устанавливаться с учетом требований ГОСТ 12.2.056.
27. Все манометры, предназначенные для контроля давления в резервуарах подвижного состава, подлежат периодической поверке, либо калибровке, проведение которых по своему усмотрению осуществляет организация, эксплуатирующая подвижной состав (своими силами, либо на договорной основе силами сторонних организаций).
28. Периодичность проведения поверки либо калибровки манометров для контроля давления в резервуарах составляет не более 1 (одного) года.
29. В случае простоя подвижного состава и истечения срока действия удостоверений о поверке, калибровке за время простоя при вводе в эксплуатацию необходимо провести внеочередную периодическую поверку, либо калибровку средствами измеренийя давления в резервуарах.
30. Результаты поверки либо калибровки манометров должны быть занесены в книгу регистрации формы 3 (приложение 2).
31. Манометры не допускаются к применению в случаях:
отсутствия действующего удостоверения поверки, либо калибровки (например, клейма, свидетельства о поверке, сертификата о калибровке, отметки в эксплуатационной документации);
неправильного показания;
невозврата стрелки к начальной риске шкалы;
разбитого стекла или других повреждений и дефектов, которые могут отразиться на правильном показании манометра.
IV. Аттестация персонала по техническому надзору за резервуарами при эксплуатации и ремонте
32. Технический надзор за резервуарами подвижного и специального состава с учетом его принадлежности и технологического назначения в обеспечении перевозочного процесса осуществляют причастные подразделения:
Дирекция тяги;
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава;
Дирекция скоростного сообщения;
Центральная дирекция инфраструктуры;
департамент пассажирских перевозок;
"Трансэнерго";
Центральная дирекция управления движением;
АО "Федеральная пассажирская компания".
33. Работы по техническому надзору возглавляются:
в пределах железной дороги - руководителями соответствующих дирекций (служб);
на локомотиво- и вагоноремонтных предприятиях, моторвагонных предприятиях, предприятиях, ремонтирующих специальный подвижной состав, а также других ремонтных предприятиях - работы по техническому освидетельствованию резервуаров возглавляются лицом, уполномоченным руководителем предприятия.
Обязанности по техническому надзору должны быть отражены и детализированы в должностных инструкциях лица, уполномоченного руководителем предприятия.
Требования по периодичности проверки знаний и аттестации ответственных работников, связанных с изготовлением, эксплуатацией, ремонтом воздушных резервуаров должны быть регламентированы предприятием, выполняющим эти работы.
34. Технические освидетельствования и испытания резервуаров проводятся комиссиями:
а) в локомотивных, моторвагонных и вагонных депо в составе: председателя - начальника (заместителя начальника или главного инженера), предприятия, производящего ремонт и обслуживание резервуаров и членов комиссии - приемщика локомотивов (вагонов), при его отсутствии - инженера депо и мастера;
б) на локомотиво- и вагоноремонтных заводах, путевых ремонтно-механических заводах и других заводах, ремонтирующих подвижной состав в составе: председателя - главного инженера (технического директора) и членов комиссии - руководителя отдела технического контроля и главного технолога;
в) на предприятиях путевого хозяйства в составе: председателя - руководителя (главного инженера), членов комиссии - главного механика (инженера-механика), мастера;
г) в структурных подразделениях Дирекций по энергообеспечению в составе: председателя - руководителя (главного инженера), членов комиссии - механика по ССПС (электромеханика), инженера по эксплуатации технических средств.
В зависимости от конкретных условий (оснащение, квалификация персонала, объем выпуска, структура производства) при формировании комиссий допускается иное распределение обязанностей.
35. Руководители подразделений, осуществляющих изготовление, эксплуатацию и ремонт и# воздушных резервуаров:
а) определяют техническую политику по надзору и эксплуатации резервуаров, разрабатывают, при необходимости, предложения по внесению дополнений и изменений в настоящие Правила;
б) контролируют выполнение настоящих Правил на подведомственных предприятиях;
в) дают разъяснения по применению положений настоящих Правил;
г) участвуют в расследовании неисправностей резервуаров, разрабатывают мероприятия по их предупреждению и обеспечению безопасности эксплуатации.
36. При проведении контроля должностные лица, указанные в пункте 33:
а) расследуют на местах случаи неисправности резервуаров, разрабатывают мероприятия по недопущению неисправностей;
б) контролируют методы и полноту документирования учета и отчетности по надзору за резервуарами, оформление книг на них (приложение 2) и возобновлении их при необходимости как дубликатов;
в) контролируют выполнение правил нормативных технических актов по надзору и эксплуатации резервуаров в депо, периодически обследуют предприятия и инспектируют, в том числе:
выполнение гидравлических испытаний;
пропаривание и промывку главных воздушных резервуаров;
соблюдение технологических требований при ремонте, осмотре, проверке, испытаниях и установке предохранительных клапанов, резервуаров, манометров, наличие приспособлений и оснастки для этих работ, соблюдение сроков их проведения, ведение технической документации по надзору и эксплуатации.Результаты контроля должны оформляться по форме приложения 4.
37. Лица, уполномоченные руководителем предприятия, осуществляющего ремонт воздушных резервуаров, проводят:
а) техническое освидетельствование резервуаров подвижного состава;
б) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации, предупреждению аварий и надзору за состоянием резервуаров;
в) надзор за содержанием в исправности арматуры и контрольно-измерительных приборов, за соблюдением правил и сроков их калибровки (поверки);
г) ведение технической документации по надзору.
38. Ответственность за ведение учета и отчетности по надзору за резервуарами возлагается на руководителей предприятия осуществляющего изготовление, руководителей предприятия или структурного подразделения, осуществляющих эксплуатацию и ремонт воздушных резервуаров.
V. Документирование технических освидетельствований и испытаний
39. Все резервуары подвижного, моторвагонного и специального подвижного состава, должны быть зарегистрированы в сводном журнале воздушных резервуаров парка подвижного состава, находящегося на балансе предприятия (приложение ЗУ). В журнале фиксируются все работы, позволяющие судить о предшествующем жизненном цикле резервуара.
40. Для каждого главного воздушного резервуара и резервуаров пневматического оборудования на подвижном составе должна быть составлена книга формы 1 (приложение 2).
Для резервуаров пневматического оборудования специального подвижного состава заводится паспорт резервуара.
Книга формы 1 и паспорт резервуара (приложение 5), работающего под давлением, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью эксплуатирующего предприятия.
На запасный резервуар должна оформляться карточка формы 2 (приложение 2).
Допускается ведение электронных паспортов на воздушные резервуары.
41. Книга формы 1, паспорт, карточка формы 2, сводный журнал должны храниться в депо или на предприятии приписки транспортного средства в месте, обеспечивающем их сохранность.
При передаче локомотива, вагона или специального подвижного состава с одного предприятия в другое одновременно передаются и документы, перечисленные в пункте 40 с указанием об этом в сводном журнале.
42. В случае утери книги, паспорта или карточки составляется акт и на основании имеющихся документов и данных таблички с указанием в ней паспортных данных, оттисков клейм изготовителя на резервуаре и другого заводится новая книга, паспорт или карточка (дубликат) с надписью на заглавном листе: "Дубликат".
43. Основные данные о резервуарах, технические освидетельствования и проведенные испытания фиксируются в сводном журнале, в книге формы 1, карточке формы 2 или паспорте и заверяются подписью только должностных лиц, указанных в пункте 34 настоящих Правил.
44. Первичное заполнение технической документации на резервуар должно быть проведено изготовителем.
45. Проведение гидравлического испытания главного резервуара фиксируется на резервуаре в соответствии с ОСТ 32.48, при этом предыдущая надпись закрашивается.
При удовлетворительных результатах испытаний на цилиндрической части запасного резервуара пассажирского вагона наносится надпись, содержащая дату и пункт осмотра и испытания резервуара. Надпись должна быть нанесена белой краской шрифтом высотой 21 мм согласно Альбому знаков и надписей на вагонах железных дорог колеи 1520 мм.
Приложение 1
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава,
эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
Рекомендуемые требования к конструкции резервуаров
I. Общие положения
1. Конструкция резервуара должна обеспечивать надежность, и безопасность эксплуатации в течение назначенного срока службы и предусматривать возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, ремонта.
2. Если конструкция резервуара или условия его монтажа и подключения не позволяют провести наружный осмотр или гидравлическое испытание при техническом освидетельствовании, то разработчик должен в технической документации изложить методику, периодичность и объем контроля резервуара, выполнение которых обеспечит своевременное выявление и устранение дефектов.
3. Основные параметры, размеры, требования к расчету, изготовлению, испытанию, приемке, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению резервуаров по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
II. Материалы
4. Сталь листовая, сортовая, трубы, поковки, отливки стальные, крепежные изделия, сварочные материалы (далее - материалы), применяемые для ремонта резервуаров, должны обеспечивать их надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.
5. Для изготовления, монтажа и ремонта резервуаров и их элементов должны применяться материалы по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
Качество и характеристики материалов должны подтверждаться соответствующими сертификатами предприятий-поставщиков.
6. В технико-экономически обоснованных случаях допускается замена материалов, приведенных в пункте 5 настоящего приложения при ремонте на указанные в ГОСТ 34347 или другие, что должно быть согласовано с соответствующей организацией.
III. Сварные соединения
7. Сварочные материалы, флюсы, защитные газы, электроды с покрытием должны удовлетворять техническим требованиям на изготовление и ремонт данного резервуара.
8. Условия хранения и подготовка к использованию сварочных материалов должны соответствовать требованиям нормативных документов на сварку. Сварочные материалы должны контролироваться на сварочно-технологические свойства:
каждая партия электродов согласно ГОСТ 9466;
каждая партия порошковой проволоки согласно ГОСТ 26271.
Каждая бухта легированной сварочной проволоки должна контролироваться на наличие основных легирующих элементов, регламентированных ГОСТ 2246.
9. При сварке обечаек и приварке днищ к обечайкам должны применяться стыковые швы с полным проплавлением.
Допускается применять угловые и тавровые швы при приварке штуцеров и фланцев.
Допускается применять нахлесточные сварные швы для приварки укрепляющих колец и опорных элементов.
10. Наружные сварные швы резервуаров должны быть расположены так, чтобы обеспечить возможность их визуального осмотра и контроля качества неразрушающим методом (ультразвуковым, радиографическим и другими), а также устранения в них дефектов.
11. Сварные швы резервуаров не должны перекрываться опорами. Допускается местное перекрытие опорами сварных швов на общей длине не более 0,35 йн (йн - наружный диаметр резервуара) при условии, что перекрываемые участки швов по всей длине проконтролированы радиографическим или ультразвуковым методами. Перекрытие мест пересечения швов не допускается.
12. При сварке стыковых соединений элементов разной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому постепенным утонением элемента, имеющего большую толщину. Угол скоса элементов разной толщины должен быть не более 20.
Допускается выполнять сварку стыковых швов без предварительного утонения более толстого элемента, если разность в толщинах соединяемых элементов не превышает 30% от толщины более тонкого элемента, но не более 5 мм; при этом форма шва должна обеспечивать плавный переход от толстого элемента к тонкому.
13. Размерные и прочностные характеристики и свойства сварных соединений, температурные условия производства сварочных работ по ГОСТ 1561 и ОСТ 32.48.
IV. Арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства
14. Для управления работой и обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров, в зависимости от назначения, резервуары или трубопроводы, подводящие и отводящие из резервуаров рабочую среду, если предусмотрено конструкторской документацией, должны быть оборудованы:
запорной или запорно-регулирующей арматурой;
манометрами;
предохранительными устройствами.
15. Запорная и (или) запорно-регулирующая арматура должна устанавливаться на штуцерах, непосредственно присоединенных к резервуару, или на трубопроводах, подводящих и отводящих из резервуара рабочую среду. В случае последовательного соединения нескольких резервуаров необходимость установки такой арматуры между ними определяет разработчик.
16. Арматура должна иметь следующую маркировку:
наименование и (или) товарный знак изготовителя;
условное давление, МПа (допускается указывать рабочее давление и допустимую температуру); условный проход; направление потока среды; марку материала корпуса.
17. На маховике запорной арматуры должно быть указано направление его вращения при открывании и закрывании арматуры.
18. Арматуру, имеющую маркировку по ГОСТ 4666, но не имеющую паспорта, допускается применять после проверки марки материала, проведения ревизии арматуры и испытания. Данные должны быть записаны в паспорт резервуара.
Порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных клапанов в зависимости от условий эксплуатации должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.
19. Давление срабатывания предохранительных клапанов должно быть проверено на стендах.
Для главных воздушных резервуаров давление срабатывания должно быть на 0,1 МПа (1,0 ) выше допускаемого рабочего давления.
20. Предохранительные устройства должны быть размещены в местах, доступных для технического обслуживания. Установка запорной арматуры между резервуаром и предохранительным устройством, а также за ним не допускается. Рабочая среда, выходящая из предохранительных устройств, должна отводиться в безопасное место.
21. Установленные на подвижном составе предохранительные клапаны должны быть опломбированы.
При пломбировании должны быть ясные оттиски: на одной стороне пломбы название железной дороги и год, на другой - сокращенное обозначение депо (предприятия) и месяц проверки. Например, первая плашка - Октябрьская железная дорога 2019; вторая плашка - ТЧЭ7/У11.
22. Требования обязательные при сертификации, должны быть особо оговорены в технической документации на резервуар.
Приложение 2
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава,
эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
Формы
учета освидетельствования, испытания и ремонта резервуаров, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств
Форма 1
ТКУ-6
КНИГА
освидетельствования, ремонта и промывки главного воздушного резервуара, регистрационный N, принадлежащего локомотиву, моторвагонному подвижному составу серии N
Начата _______________________ 20____ г.
Окончена _____________________ 20____ г.
(продолжение)
Основные данные о резервуаре
Эскиз резервуара
(продолжение)
Ремонт и промывка резервуаров
Дата |
Запись ремонта, промывки, смены частей и другое |
Роспись лиц, производивших ремонт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(продолжение)
Освидетельствование резервуара
Дата освидетельствования |
Род освидетельствования |
Давление при гидравлич. испыт. |
Допущено рабочее давление |
Где и кем произведено освидетельствование, должность и фамилия |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратная сторона
В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов книги и ___ чертежей.
Всего на _______ листах
М.П.
20_ г.
ФИО
Форма 2
ТКУ-7
Карточка на запасный резервуар автотормоза
Локомотивы/тендеры серии N или вагона N
1. Где и когда изготовлен
2. Заводской N
3. Из какого материала
4. Толщина стенок в мм
5. Клепаный или сварной
6. Объем в литрах
7. Наибольшее допускаемое рабочее давление
(продолжение)
Оборот формы 2
Освидетельствования и испытания запасного резервуара
Дата освидетельствования |
Род освидетельствования |
Давление при гидравл. испытании |
Допущено рабочее давление |
Где и кто производил освидетельствование Должность и фамилия |
Подпись |
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
(продолжение)
Освидетельствования и испытания запасного резервуара
Дата освидетельствования |
Род освидетельствования |
Давление при гидравл. испытании |
Допущено рабочее давление |
Где и кто производил освидетельствование Должность и фамилия |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 3
ТКУ-8
КНИГА
регистрации периодических освидетельствований манометров, дистанционных термометров, предохранительных клапанов локомотивов и моторвагонного подвижного состава
Начата _____________________ 20____ г.
Окончена _____________________ 20____ г.
Локомотив (моторвагонный подвижной состав) серии _____________ N
Манометры или дистанционные термометры |
Предохранительные клапаны |
||||||
Наименование контрольно-измерительных приборов |
Номер |
Дата установки |
Дата проверки |
Подпись лица, производившего установку манометра или дистанционного термометра |
Место установки предохранительного клапана |
Дата проверки |
Подпись лица, производившего проверку и пломбирование клапана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратная сторона
В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов книги и ____ чертежей.
Всего на ___________ листах
М.П.
20_ г.
ФИО
Форма 4
ТУ-14
КНИГА
учета осмотра, технического обслуживания, ремонта и испытания тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава
Начата ___________________________ 20_____г .
Окончена _________________________ 20_____ г.
(продолжение)
Серия и N локомотива или моторвагонной секции |
Дата и место проведения технического обслуживания, осмотра или ремонта |
Тип и NN компрессоров или паровоздушных насосов |
Время повышения давления в главных резервуарах с 0,7 до 0,8 МПа (в секундах) |
Тип регуляторов давления и диапазон их регулировки (в МПа) |
Тип крана машиниста |
Тип кранов вспомогательного тормоза локомотива. Максимальное давление, на которое отрегулированы эти краны |
||||
Капитального КР-1, капитального КР-2, заводского (паровозов) |
Текущего ТР-3 |
Текущего ТР-2 |
Текущего ТР-1 или промывочного (паровозов) |
Технического обслуживания ТО-4, ТО-3 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(продолжение)
Диаметр тормозных цилиндров в дюймах плотность их# (МПа) |
Величина утечки из сети (в МПа) |
Дата регулировки и ремонта регулятора |
Давление (в МПа), на которое отрегулированы предохранительные клапаны |
Соединительные рукава (дата) |
Пропускная способность блокировки тормозов (в секундах) |
||||||
питательный |
питательный |
скоростного |
Выхода штока тормозного цилиндра |
торможения |
На главных резервуарах |
На холодильнике компрессора |
На питательной трубе от компрессора |
проверка |
испытания |
||
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратная сторона
В этой книге пронумеровано и прошнуровано ________________ листов книги и _________________чертежей.
Всего на ___________ листах
М.П.
20_ г.
ФИО
Форма 5
ВУ-68
КНИГА
учета ремонта и ревизии тормозов вагонов
Начата ___________________________ 20_____ г.
Окончена _________________________ 20_____ г.
(продолжение)
Дата ремонта |
N вагонов |
Тип и N воздухораспределителя, установленного на вагон |
Дата и место последнего планового ремонта или ревизии тормоза |
Плотность после ремонта, МПа |
Давление в тормозном цилиндре, МПа |
Дата испытания запасного резервуара |
Подписи лиц |
||||
воздухопровода |
Тормозного цилиндра |
на режиме |
сдающего |
принимающего |
|||||||
груженом |
среднем |
порожнем |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обратная сторона
В этой книге пронумеровано и прошнуровано
______________ чертежей.
Всего на ___________ листах
М.П.
20_ г.
ФИО
Приложение 3
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава,
эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
СВОДНЫЙ ЖУРНАЛ
воздушных резервуаров парка подвижного состава приписного (или находящегося на балансе) парка
(наименование предприятия)
N |
Обозначение единицы подвижного состава (ПС), на которой установлен воздушный резервуар |
Наименование резервуара и его обозначение |
Номер резервуара |
Дата изготовления |
Место освидетельствования или ремонта (предприятие, подразделение) |
||||
|
Род ПС |
Тип ПС |
Основная характеристика, назначение ПС |
Наименование ПС |
Инвентарный номер ПС |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(продолжение)
Техническое освидетельствование |
Ремонт |
||||||||
дата |
вид |
отметки (подпись ответственного) исполнителя |
Подписи ответственных исполнителей |
Заключение |
Краткое содержание дефекта |
Вид ремонтных работ |
Подписи ответственных исполнителей |
||
осмотра |
Пропарки и промывки |
гидравлические испытания с указанием величины испыт. давл. |
|||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратная сторона
В этой книге пронумеровано ______________ листов.
Всего на ___________ листах
М.П.
20_ г.
ФИО
Приложение 4
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава,
эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
Хранится наравне с паспортами объектов
(город)
20 г.
ПРЕДПИСАНИЕ
Мною (группой в составе)
(ФИО)
в период с " " 20 г. по " " 20 г. в присутствии
(должность, фамилия и инициалы)
проведено обследование
(наименование предприятия и его ведомственная подчиненность)
При обследовании проверено соблюдение Правил при эксплуатации
заводской номер резервуара
При обследовании установлено:
N |
Нарушения, выявленные при осмотре объектов |
Номера пунктов правил или ссылка на другие документы |
Предлагаемые меры и сроки устранения нарушений |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы
(кратно охарактеризовать состояние техники эксплуатации и ремонта, дать оценку работы службы технического надзора, указать лиц, ответственных за допущенные нарушения).
ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ
(указываются причины запрещения эксплуатации воздушных резервуаров и их заводские номера, предложения об отстранении персонала от обслуживания объектов; должности, фамилии и инициалы лиц, виновных в допущенных нарушениях, на которых составлены акты о наложении штрафа и приняты другие меры).
О выполнении предписаний, изложенных в настоящем акте, не позднее сообщить руководителю предприятия
(дата) (предприятие, адрес)
Подпись
Подписи лиц, принимавших участие в обследовании
с актом-предписанием ознакомлен и один экземпляр его для исполнения
получил
(ФИО руководителя предприятия) (подпись)
" " 20 г.
Приложение 5
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава,
эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
ПАСПОРТ
воздушного резервуара
Заводской номер
1. Общие данные
Наименование и адрес владельца воздушного резервуара
Наименование и адрес предприятия-изготовителя
Год изготовления
Наименование и назначение воздушного резервуара
2. Характеристика резервуара
Наименование параметров |
Номинальное значение параметров |
|
Рабочее или условное давление, МПа |
|
|
Расчетное давление, МПа |
|
|
Пробное давление, МПа |
гидравлическое |
|
пневматическое |
|
|
Испытательная среда |
|
|
Температура испытательной среды, °С |
|
|
Внутренний диаметр, мм |
|
|
Длина, мм |
|
|
Наименование рабочей среды |
|
|
Вместимость, |
|
|
Масса, порожнего резервуара, кг |
|
|
Толщина стенки, мм |
|
|
|
|
3. Материал основных деталей
Наименование детали (обечайка, днище, штуцера, крепеж и др.) |
Материал ГОСТ, ТУ |
|
|
4. Комплектующие изделия (основные)
Наименование и характеристика |
ГОСТ, ТУ |
Предприятие-изготовитель |
|
|
|
5. Сведения по испытаниям на предприятии-изготовителе
6. Перечень прилагаемой технической документации
Наименование документа |
Обозначение |
Заводской номер |
Количество экз. |
|
|
|
|
7. Удостоверение о качестве
М.П.
Главный инженер (технический директор) предприятия
Начальник ОТК
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 4 июня 2020 г. N 1212/р "Об утверждении Правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован не был