Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", раздела V общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, и приказа Минпромторга России от 21 февраля 2020 г. N 590 "Об организации в Минпромторге России работы по обобщению практики осуществления государственного контроля" приказываю:
утвердить прилагаемые результаты работы по обобщению практики осуществления государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники за 2020 год.
Министр |
Д.В. Мантуров |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 15 февраля 2021 г. N 482
Результаты работы по обобщению практики осуществления государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники за 2020 год
I. Общие положения
1. Направления обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
Обобщение практики осуществления государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники (далее - лицензионный контроль) проводилось по двум направлениям:
практика организации и проведения государственного контроля (надзора);
практика соблюдения обязательных требований.
2. Нормативные акты, регулирующие деятельность Минпромторга России при осуществлении контрольных мероприятий.
К нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России лицензионного контроля, относятся:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581 "О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники" (далее - Положение);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок).
II. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
3. Виды и формы исполнения государственного контроля (надзора).
Лицензионный контроль проводился в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных или выездных проверок.
4. Правовые основания исполнения государственного контроля (надзора).
Правовые основания исполнения лицензионного контроля закреплены в статье 19 Федерального закона N 99-ФЗ:
представление в Минпромторг России от соискателя лицензии или лицензиата заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
ежегодный план проведения плановых проверок, разработанный в установленном порядке и утвержденный Минпромторгом России;
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Минпромторгом России предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
поступление в Минпромторг России обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ;
наличие ходатайства лицензиата о проведении Минпромторгом России внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Минпромторга России;
наличие приказа Минпромторга России, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Срок исполнения государственной функции.
В соответствии с требованием части 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ продолжительность каждой проведенной проверки (от даты начала проверки до даты составления акта по результатам проверки) не превышала 20 (двадцати) рабочих дней.
В ходе проведения плановых выездных проверок оснований для продления срока, предусмотренных частью 3 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, не возникало.
В отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий проверки не проводились.
6. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий).
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), связанных с исполнением лицензионного контроля, регулируются Федеральным законом N 99-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ.
Административные процедуры состоят из следующих действий:
планирования проведения проверки;
принятия решения о проведении проверки;
проведения проверки;
оформления результатов проверки;
принятия мер по результатам проверки.
Основанием для планирования проведения плановой проверки лицензиата является формирование Минпромторгом России ежегодного плана проведения плановых проверок в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, частью 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, и Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок.
Критериями для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок являлись следующие основания:
истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии;
истечение трех лет:
со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Планирование внеплановых проверок осуществлялось в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ:
представление в Минпромторг России заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
поступление в Минпромторг России обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ;
наличие ходатайства лицензиата о проведении Минпромторгом России внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Минпромторга России;
наличие приказа (распоряжения), изданного Минпромторгом России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Проект приказа о проведении проверки подготавливался Департаментом оборонно-промышленного комплекса, Департаментом судостроительной промышленности и морской техники, Департаментом радиоэлектронной промышленности, Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, Департаментом промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России (далее - Департаменты) при наступлении установленных законодательством оснований и по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в который включались следующие сведения:
наименование органа государственного контроля;
фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;
наименование соискателя лицензии (лицензиата), в отношении которого проводится проверка, его места нахождения и места фактического осуществления им деятельности;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля;
перечень документов, представление которых соискателю лицензии (лицензиату) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
По результатам принятия решения о проведении проверки уполномоченными должностными лицами Департаментов в адрес субъектов проверки направлялись уведомления о проведении проверки:
при проведении плановой проверки - не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Минпромторга России о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
при проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Лицензионный контроль проводился в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ, с учетом ограничений при проведении проверки, предусмотренных статьей 15 и с соблюдением прав субъектов проверки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ.
Результатами проверок, проводимыми должностными лицами Департаментов, являются составленные акты проверок по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю или уполномоченному лицу соискателя лицензии (лицензиата) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Информация об организации, проведении, результатах проверки и мерах, принятых по результатам проведенной проверки, вносилась должностными лицами Департаментов в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в порядке и сроки, установленные Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415.
III. Практика соблюдения обязательных требований
7. Предметом соблюдения обязательных требований является соблюдение соискателями лицензии (лицензиатами) обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктом 5 Положения.
Общее количество подконтрольных субъектов, имеющих действующую лицензию, - 3 054 юридических лица.
В 2020 году проведено проверок соискателей лицензии (лицензиатов) - 3; отказано в предоставлении (переоформлении) лицензии - 56, досрочно прекращено действие лицензий - 1, выдано предписаний - 0; обжалований - 0.
8. Типичные нарушения обязательных лицензионных требований и меры, принимаемые Минпромторгом России.
В 2020 году нарушений законодательства не выявлено. К административной ответственности лицензиаты не привлечены.
9. Профилактические мероприятия в 2020 году проводились в следующих видах и формах:
размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minpromtorg.gov.ru приказа Минпромторга России от 25 октября 2016 г. N 3787 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники";
информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверок проводилось посредством телефонной связи, электронной почты, путем личного общения с юридическими лицами и иными способами;
регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minpromtorg.gov.ru соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных лицензионных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицензиатами в целях недопущения таких нарушений.
По результатам проведенных профилактических мероприятий Департаментами в 2020 году достигнуты следующие количественные показатели и показатели качества:
количество проведенных профилактических мероприятий - 3;
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 3;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов) - 100%;
количество контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей сократилось.
10. В 2020 году Департаментом оборонно-промышленного комплекса были разработаны следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2020 г. N 360 "О внесении изменения в пункт 8 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники", которым устанавливается, что виды работ "ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники" и "утилизация вооружения и военной техники" в составе лицензируемого вида деятельности могут выполняться по месту нахождения вооружения (военной техники), если такое требование установлено государственным контрактом;
постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1623 "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники", которым утвержден перечень вооружения и военной техники, а также определено, что к вооружению и военной технике не относится продукция, используемая в вооружении и военной технике, если она имеет гражданское назначение или изготовлена по единым требованиям для применения в вооружении и военной технике и продукции гражданского назначения;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 2137 "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники", которым вносятся изменения в Положение в связи с внедрением "реестровой модели". Изменения предусматривают отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, а также осуществление ознакомления заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными;
приказ Минпромторга России от 17 декабря 2020 г. N 4449 "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 июня 2016 г. N 2116", которым вносятся изменения в действующий Административный регламент в связи с внедрением "реестровой модели" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 2137.
В настоящее время Департаментом оборонно-промышленного комплекса в связи с изданием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в порядке исполнения пунктов 16, 19 и 20 плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко (от 14 сентября 2020 г. N 8541п-П36), разрабатываются следующие нормативные правовые акты:
проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники";
проект приказа Минпромторга России "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному лицензионному контролю за деятельностью по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники";
проект приказа Минпромторга России "Об утверждении индикативных показателей для федерального лицензионного контроля за деятельностью по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2021 г. N 482 "Об утверждении результатов работы по обобщению практики осуществления государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был