г.Калуга |
|
8 апреля 2015 г. |
Дело N А35-9955/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Лопатина Вадима Николаевича (ОГРНИП 308463205200075, г. Курск): Телегина Р.Е. - представителя, действующего по доверенности от 08.09.2014 без номера;
от администрации города Курчатова Курской области (ОГРН 1024601276150, ИНН 4634001202, Коммунистический проспект, д. 33, г. Курчатов, Курская область, 307251): Мостовых В.В. - представителя, действующего по доверенности от 10.09.2014 N 4514; Гридиной Е.А. - представителя, действующей по доверенности от 15.01.2015 N 71;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу администрации города Курчатова Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-9955/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лопатин Вадим Николаевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к администрации города Курчатова Курской области (далее по тексту также - Администрация) о признании незаконными действий администрации города Курчатова, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания, расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, проспект Коммунистический, д. 30, оформленных письмом от 06.11.2013 N 6311, и с требованием обязать администрацию города Курчатова Курской области выдать Лопатину Вадиму Николаевичу разрешение на строительство торгово-офисного здания, расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, проспект Коммунистический, д. 30 (с учетом уточнений).
Решением суда от 22.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Администрация, не оспаривая резолютивную часть постановления апелляционного суда, просит изменить мотивировочную часть судебного акта, касающуюся выводов суда о нарушении Администрацией действующего законодательства при отказе в выдаче разрешения на строительство и о ненарушении прав заявителя только потому, что он в последующем обратился за разрешением на строительство 4-х этажного здания; оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указывает на законность и обоснованность принятого апелляционной инстанцией судебного акта.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы жалобы, а представитель предпринимателя возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в кассационной жалобе и дополнении к ней, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Центрального округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка площадью 2728 кв. м с кадастровым номером 46:31:010601:0079, расположенного по адресу: Курская область, г. Курчатов, проспект Коммунистический, д. 30.
25.10.2013 он обратился в Администрацию за получением разрешения на строительство (реконструкцию) торгово-офисного здания по адресу: г. Курчатов, проспект Коммунистический, д. 30.
Письмом от 06.11.2013 N 6311 Администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) торгово-офисного здания. В качестве основания для отказа было указано, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать моменту начала строительства (реконструкции). Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство (реконструкцию). Согласно указанному письму строительство (реконструкция) объекта "Торгово-офисное здание" подтверждено государственной инспекцией строительного надзора Курской области при проведении проверки, а также актом обследования территории и осмотра строящегося здания рынка, расположенного по адресу: г. Курчатов, пр. Коммунистический, д. 30, от 18.10.2013, которое проводилось комиссией созданной на основании распоряжения администрации города Курчатова Курской области от 17.10.2013 N 489-р, в связи с чем выдача разрешения на строительство (реконструкцию) невозможна.
Полагая, что действия Администрации являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также усматривается, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, наличие у застройщика разрешения на строительство является подтверждением соблюдения застройщиком соответствующих норм земельного и экологического права, а также градостроительных, строительных норм и правил, поскольку выдаче разрешения предшествует разработка и согласование проектной документации с надзорными органами государственной и муниципальной власти.
В части 2 статьи 51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 6 статьи 51 ГрК РФ).
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ.
Требовать для получения разрешения на строительство иные документы, кроме перечисленных в частях 7 и 9 данной статьи, не допускается (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Из изложенных норм следует, что перечень случаев отказа в выдаче разрешения носит исчерпывающий характер.
Вместе с тем, исходя из того, что предметом разрешения на строительство является объект капитального строительства, к которому законодатель относит объекты, строительство которых не завершено (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ). Указанное должно учитываться при выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, анализ судом содержания оспариваемого отказа не повлиял на правильность вывода об отсутствии совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований признания данного отказа незаконным.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.
Поскольку доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на законность принятого судебного акта, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А35-9955/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.