г. Калуга |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А36-3977/2013 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 87а, ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340)
|
Гладышевой Е.Н. - представителя (дов. от 31.12.2014 N 77/14) |
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (398001, г. Липецк, пл. Революции, д. 10а)
|
представители Кун Е.О. (дов. от 27.01.2015 N 02-23/1/16) и Трунова О.Я. (дов. от 27.01.2015 N 02-23/1/15) к судебному заседанию не допущены в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих полномочия Свиридова Д.Е. на подписание доверенностей. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.09.2014 (судья Никонова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу N А36-3977/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "Городская энергосбытовая компания", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.06.2013 N 5-р в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 785 098 руб. 99 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 5 206 589 руб. 09 коп., соответствующих сумм пени и штрафов по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 289 400 руб. (у учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 01.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 решение суда изменено. Решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области от 07.06.2013 года N 5-р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признано незаконным в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 766 050 руб. 60 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 5 189 445 руб. 55 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 242 816 руб. 03 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 029 983 руб. 36 коп., штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 186 руб. 96 коп. Обществу с ограниченной ответственности "Городская энергосбытовая компания" в удовлетворении требований в остальной части, касающейся налога на прибыль и налога на добавленную стоимость отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов в части удовлетворения требований налогоплательщика отменить как принятые с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Городская энергосбытовая компания" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, о чем составлен акт от 25.03.2013 N 5ДСП и принято решение от 07.06.2013 N 5-р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 5 510 руб. 26 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (с учетом смягчающих обстоятельств), штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, в сумме 289 400 руб., а также ему доначислено 5 842 061 руб. 69 коп. налога на прибыль, 5 257 855 руб. 52 коп. налога на добавленную стоимость, 242 816 руб. 03 коп. пеней за неуплату налога на прибыль и 1 029 988 руб. 30 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что в нарушение требований ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 13 ст. 40, п. 1, 2 ст. 249, ст.ст. 271, 274, п. 1 ст. 146, п. 1, 2 ст. 153, п.1 ст. 154, ст. 166 НК РФ обществом в проверяемый период занижена реализация электроэнергии, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, в результате: несоответствия количества потребленной электроэнергии в ведомостях ее потребления, актах приема-передачи оказанных услуг, счетах-фактурах; неправильного отнесения к тарифной группе при расчете стоимости за поставленный объем электроэнергии по отдельным точкам поставки по потребителям-исполнителям коммунальных услуг. В результате неправильного оформления дополнительных листов книг продаж, в нарушение п. 10 ст. 172 НК РФ занижена налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость. По требованию налогового органа от 30.11.2012 N 7 не представлен 1447 документов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 26.07.2013 N 63 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные налогоплательщиком перерасчеты объемов фактически поставленной контрагентам электроэнергии обоснованы и документально подтверждены, а доначисления налогов, произведенные налоговым органом путем установления разницы в значениях актов приема-передачи оказанных услуг и ведомостей электропотребления не могут быть признаны соответствующими фактическим налоговым обязательствам общества в проверяемый период; доначисление налогов произведено инспекцией без исследования обстоятельств оборудования спорных домов стационарными электроплитами и стационарными электроотопительными установками, в то время как наличие стационарных электроплит является самостоятельным основанием для применения понижающего тарифа.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В силу пункта 1 статьи 143 НК РФ ООО "Городская энергосбытовая компания" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что налоговая база, облагаемая налогом на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 Кодекса определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 166 Кодекса).
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, который статьей 163 Кодекса определяется как квартал, применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса (пункт 4 статьи 166 Налогового кодекса).
Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость и сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется на основании данных, имеющихся у налогоплательщика относительно произведенных им операций и их квалификации на момент окончания налогового периода, то есть с учетом всех возможных изменений.
Статьей 247 НК РФ под объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций понимается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой.
Статья 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относит доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые по правилам, установленным главой 7 Налогового кодекса "Объекты налогообложения" (соответственно статьи 38 - 41) и внереализационные доходы, устанавливая одновременно, что доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений главы 25 Кодекса.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.
В частности, в силу статьи 271 Кодекса в целях налогообложения налогом на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99 под доходами для обычных видов деятельности понимается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в том случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в получении актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены, или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены (пункт 12 ПБУ 9/99).
Согласно пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
В силу положений статей 52, 313 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, представляющего собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является покупка электрической энергии на оптовом и розничном рынках, реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках потребителям, в том числе гражданам, оптовая торговля электрической и тепловой энергией без их передачи и распределения, оказание услуг по организации коммерческого учета, предоставление коммунальных услуг населению, выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченного органа.
В целях реализации указанных видов деятельности ежемесячная закупка электрической энергии производится налогоплательщиком на оптовом рынке электроэнергии у ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" и ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат".
Поставка электрической энергии осуществляется в адрес исполнителей коммунальных услуг по договорам, составленным по типовой форме.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в налоговый орган для проверки и в материалы настоящего дела договоры на оказание услуг по передаче и поставке электрической энергии, ведомости потребления электроэнергии в разрезе каждого конкретного потребителя, акты приема-передачи, счета-фактуры, приказы по учетной политике ООО "Городская энергосбытовая компания", помесячные расчеты количества электроэнергии, приходящиеся на потери территориальной сетевой организации, учитывающие разницу между покупкой энергии на оптовом и розничном рынках с учетом потерь, и продажей с разбивкой продажи на оптовом и розничном рынках, бухгалтерские справки, содержащие причины корректировки объемов электроэнергии в отношении каждого конкретного периода по каждому конкретному потребителю электроэнергии с указанием на номера лицевых счетов и приложением соответствующих расчетов, руководствуясь вышеуказанными нормами права, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, суды обоснованно пришли к выводу о том, что разница в значениях количества электрической энергии по счетам и ведомостям общества не отразилась на общем ежемесячном объеме реализованной электрической энергии, в том числе с учетом потерь, в связи с чем доводы налогового органа о разнице между количеством реализованной электроэнергии, указанной в ведомостях, и количеством реализованной энергии, отраженной в актах приема-передачи оказанных услуг, не нашли своего подтверждения.
При этом, как правильно указано судами, действующее законодательство предусматривает возможность определения стоимости электрической энергии, потребленной населением и осуществления расчетов за электроэнергию с населением как исходя из показаний приборов учета, так и расчетным путем на основе установленных нормативов потребления, при этом наличие такого норматива не ограничивает население в использовании электроэнергии (пункт 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что в части потребления электроэнергии населением нельзя рассматривать ее отпуск в сеть как реализацию в целях налогообложения, поскольку это противоречит принципам определения выручки, установленным законодательством о бухгалтерском учете, так как в данном случае организация, отпускающая электроэнергию управляющим компаниям в целях фактического потребления ее населением, не может рассчитывать на получение в указанной части выручки по конкретному договору, на точное определение выручки, на увеличение экономической выгоды в результате совершения этой операции.
В связи с чем, у налогоплательщиков, реализующих электроэнергию населению и определяющих налоговую базу в целях исчисления налога на прибыль по методу начисления, согласно которому для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть, дата передачи на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату, в силу специфики потребления электроэнергии населением может возникнуть разница между фактически отпущенной в электрические сети и фактически потребленной электроэнергией, приводящая к искажению налоговой базы по налогу в отдельные периоды и необходимости ее корректировки.
При этом в случае, если расхождения в объеме отпущенной и подлежащей оплате электроэнергии выявлены не в том периоде, в котором произошла ее реализация, то, в соответствии с положениями статьи 54 НК РФ, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.
Указанные требования норм права обществом соблюдены, иного налоговым органом не доказано, в связи с чем основания для доначисления спорных сумм налогов, пени и штрафов у инспекции отсутствовали.
Из решения налогового органа следует, что при расчете стоимости электрической энергии, поставленной жителям общежитий, расположенным по следующим адресам: г. Липецк, ул. Краснознаменная, 2в; ул. Западная, 44; ул. Бескрайняя, 20; ул. Краснознаменная, 9; ул. Пришвина, д. 19; ул. Ильича д. 31а; ул. Краснознаменная, д. 2б; ул. Бачурина, д. 7; ул. Бачурина, д. 8; ул. Космонавтов, 88 (1-ая блок секция); ул. 9-е мая, 5; ул. Фурманова, 32; ул. Островского, 2; ул. Островского, 4; ул. 50 лет НЛМК, 5; ул. 50 лет НЛМК, 21; ул. 50 11111153_79428 15 лет НЛМК, 9; ул. 50 лет НЛМК, 13; ул. 50 лет НЛМК, 19; ул. 50 лет НЛМК, 7; ул. 50 лет НЛМК, 1; ул. 50 лет НЛМК, 3; ул. 50 лет НЛМК, 17; ул. Звездная, 16; ул. Звездная, 16/2; ул. Студенческий городок, 13; ул. Студенческий городок, 12; ул. Студенческий городок, 11а; ул. Студенческий городок, 11а; ул. Водопьянова, 16; ул. Водопьянова, 18; ул. Водопьянова, 12; ул. 15 микр-он, 1/2; ул. 15 микр-он, 1/3; ул. 15 микр-он, 1/4; ул. 40 лет Октября, 7; ул. 40 лет Октября, 41; ул. Ушинского, 7; ул. Ковалева, 109а; ул. Елецкая, 71; ул. Марии Расковой, 2а; ул. Ад. Макарова, 20а, обществом был применен понижающий коэффициент 0,7.
По мнению налогового органа указанные дома не относятся к общежитиям гостиничного типа, в которых отсутствуют места общего пользования для приготовления пищи, в связи с чем инспекция пришла к выводу о неправильном применении тарификации исполнителями коммунальных услуг - обществами "ГУК "Правобережная", "Управляющая компания "Матырское", "Управляющая компания "РСУ-2", "ГУК "Левобережное", "ГУК "Центральная" и "ГУК "Сокол" в 2009- 2011 годах, а, следовательно, и налогоплательщиком, что повлекло занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
Как указано в решении налогового органа, к потребителям электроэнергии, проживающим по указанным адресам, подлежали применению тарифы без понижающего коэффициента 0,7, установленные для группы потребителей "население", соответственно, в 2009 году - 1 930 руб. /МВт.ч., в 2010 году - 2 130 руб. /МВт.ч. и в 2011 году - 2,32 руб. /кВт.ч., а понижающий коэффициент 0,7, касающийся потребителей, отнесенных к группе "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" применяется лишь к многоквартирным домам, в связи с чем, не может быть применен к общежитиям.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление от 26.02.2004 N 109), которым утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила государственного регулирования).
Пунктом 3 Основ ценообразования утверждена система тарифов (цен), в которую входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
При этом к регулируемым ценам, в частности, отнесены регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на оптовом рынке; регулируемые тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, в том числе, поставляемую на розничных рынках населению и поставляемую на розничных рынках иным категориям потребителей (за исключением населения) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, в объемах, соответствующих продаваемым по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке объемам электрической энергии (мощности), в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка.
Из пункта 4 Основ ценообразования следует, что установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Виды регулируемых цен и тарифов, применяемых на потребительских рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) определены пунктом 5 Основ ценообразования, которым они подразделяются на тарифы и цены, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, и тарифы и цены, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. К последним относятся тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе тарифы для населения, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов.
Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 Федеральной службы по тарифам, наделенной полномочиями федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), действовавшие в проверяемый период, и определены тарифные группы потребителей.
Пунктом 27 названных Методических указаний определены четыре тарифные группы потребителей электрической энергии:
- базовые потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую производителями электроэнергии, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации;
- население - граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам);
- прочие потребители;
- организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
При этом к потребителям, приравненным к населению, исходя из критериев, использованных в пункте 27 приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, отнесены:
- исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электроэнергию в целях дальнейшей продажи потребителям-гражданам и (или) исполнителям коммунальной услуги электроснабжения, наймодателям (или уполномоченным ими лицам), в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
- населенные пункты, объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), жилые зоны при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе;
- содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
Таким образом расчет за потребленный объем электрической энергии должен осуществляться по тому тарифу, который установлен уполномоченным регулирующим органом для определенной группы потребителей, в частности, тарифы для населения применяются лишь в отношении потребителей, соответствующих критериям, приведенным в пункте 27 приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
В Липецкой области тарифы на электрическую энергию, поставляемую обществом, утверждены управлением энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, являющимся уполномоченным органом по тарифам на электрическую энергию в соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 23.12.2008 N 344 "О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области".
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему по потребителям, на 2009 год утверждены постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.12.2008 N 50/2 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему потребителям на территории Липецкой области на 2009 год" и для сельской местности, а также городских населенных пунктов в домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и стационарными электроотопительными установками, а также для общежитий гостиничного типа, в которых отсутствуют места общего пользования для приготовления пищи, одноставочный тариф установлен в размере 1 144 руб. 07 коп. /МВт.ч.
Тарифы на 2010 год утверждены постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.11.2009 N 42/1 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему по потребителям на территории Липецкой области, на 2010 год", согласно которому в сельской местности, а также в городских населенных пунктах в домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и стационарными электроотопительными установками, а также в общежитиях гостиничного типа, в которых отсутствуют места общего пользования для приготовления пищи, одноставочный тариф установлен в размере 1 263 руб. 56 коп. /МВт.ч.
На 2011 год тарифы на электроэнергию установлены постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 13.12.2010 N 44/2 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему по потребителям на территории Липецкой области, на 2011 год", согласно которому в сельской местности, а также в городских населенных пунктах в домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и стационарными электроотопительными установками, а также в общежитиях гостиничного типа, в которых отсутствуют места общего пользования для приготовления пищи, одноставочный тариф установлен в размере 1,37 руб. /кВт.ч.
С 11.04.2011 вступило в силу постановление управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.03.2011 N 14/1 "О внесении изменений в постановление от 13.12.2010 N 44/2 "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему потребителям на территории Липецкой области на 2011 год", согласно которому для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, одноставочный тариф установлен в размере 1,62 руб. /кВт.ч.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Таким образом, основными критериями для применения понижающего коэффициента 0,7 является реализация энергии населению, проживающему в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Проанализировав представленные в материалы дела документы в отношении спорных домов, суд первой инстанции, а также суд апелляционной инстанции (с учетом внесенных в решение суда первой инстанции изменений), обоснованно пришли к выводу о том, что все спорные дома, за исключением домов по ул. Фурманова, 32 и по ул. Адмирала Макарова, 20а, не газифицированы, в связи с чем инспекцией правомерно произведено доначисление спорных сумм налога только по домам, которые не оборудованы стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Признавая неправомерным привлечение общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, суды исходили из того, что затребованные налоговым органом карты обследования абонентов подлежали предоставлению налогоплательщику в рамках договорных правоотношений третьими лицами, налоговым органом не доказано их наличие на момент проверки у налогоплательщика, перечень этих документов, указанный в требовании от 30.11.2012 N 7 нельзя признать достаточно определенным.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (пункт 2 статьи 93 Кодекса).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-О указано, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога, а потому истребование документов, содержащих информацию о тех фактах, которые на исчисление и уплату налога не влияют, представляется недопустимым.
Согласно Положений об учетной политике общества на 2009-2011 годы, первичными документами, подтверждающими фактический объем потребленной энергии являются - акты приема-передачи оказанных услуг, сводная ведомость по оказанию услуг потребителям, баланс электрической энергии (приобретение и полезный отпуск), а также расшифровка оборотной ведомости по контрагентам. Указанные документы представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что инспекцией не отрицается.
Карты обследования абонентов, за непредставление которых общество привлечено к ответственности, являются, в соответствии с Соглашением о взаимодействии сторон по передаче электрической энергии от 25.01.2008 и договором от 25.01.2008 N 11 оказания услуг по передаче электрической энергии, документами сетевой организации. В них отражаются показания приборов учета на дату проведения проверки и их обязательное наличие у налогоплательщика не предусмотрено, поскольку указанные карты находятся у третьих лиц.
С учетом изложенного, суды правомерно указали, что налоговым органом не представлено доказательств того, что у налогоплательщика имелась реальная возможность в установленный в требовании срок представить карты обследования абонентов.
Кроме того, как правильно указано судами ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена только в том случае, если истребованные документы относятся к предмету налоговой проверки, их количество и реквизиты четко конкретизированы, документы фактически имеются у налогоплательщика.
Возможность исполнения обязанности по представлению документов ставится в зависимость от доступности и четкости изложения предъявляемых налоговым органом требований.
Между тем в требовании налогового органа не указаны наименование и реквизиты истребуемых документов, а также их количество.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно признал незаконным привлечение общества к ответственности за непредставление документов в количестве 1 447 шт.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А36-3977/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.