г.Калуга |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А09-7251/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Спектора Вячеслава Семеновича (ОГРНИП 305323319900021, ИНН 323301684135); |
- Домашневой Я.А. - представителя по доверенности от 30.01.2015 N 32 АБ 0866357;
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Почепское МО) (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, г.Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241050);
от третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (241019, г.Брянск, ул. 2-я Почепская, д.35А); |
- Филилеева Ф.В. - представителя по доверенности от 09.02.2015 N 2.13-48/1422;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Спектора Вячеслава Семеновича на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2014 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-7251/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Спектор Вячеслав Семенович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление, регистрационный орган), выраженных в сообщениях от 30.06.2014 N 08/008/2014-103, 08/008/2014-32, 08/008/2014-122, 08/008/2014-118, 08/008/2014-109, об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 32:03:0860501:86, 32:03:0870105:121, 32:03:0870302:307, 32:03:0870302:308, 32:03:0870301:494, решений, выраженных в сообщениях от 30.06.2014 N 08/008/2014-104, 08/008/2014-105, 08/008/2014-133, 08/008/2014-134, 08/008/2014-123, 08/008/2014-124, 08/008/2014-125, 08/008/2014-119, 08/008/2014-120, 08/008/2014-121, 08/008/2014-130, 08/008/2014-131, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 32:03:0860501:104, 32:03:0860501:103, 32:03:0870105:123, 32:03:0870105:124, 32:03:0870302:317, 32:03:0870302:316, 32:03:0870302:315, 32:03:0870302:318, 32:03:0870302:319, 32:03:0870302:320, 32:03:0870301:513, 32:03:0870301:512, с возложением на Управление обязанности по осуществлению государственной регистрации права на указанные объекты.
Решением суда от 16.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Предпринимателя, Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 32:03:0860501:86, 32:03:0870105:121, 32:03:0870302:307, 32:03:0870302:308, 32:03:0870301:494, расположенные по адресу: Брянская область, Выгоничский район, с.Палужье, ул.Луговая, д.9.
Все земельные участки отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования.
14.05.2014 Предприниматель обратился в Управление с заявлениями о прекращении права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 32:03:0860501:86, 32:03:0870105:121, 32:03:0870302:307, 32:03:0870302:308, 32:03:0870301:494 ввиду разделения (дробления) последних на участки 32:03:0860501:104, 32:03:0860501:103, 32:03:0870105:123, 32:03:0870105:124, 32:03:0870302:317, 32:03:0870302:316, 32:03:0870302:315, 32:03:0870302:318, 32:03:0870302:319, 32:03:0870302:320, 32:03:0870301:513, 32:03:0870301:512 и о регистрации права собственности на вновь образованные (в результате дробления) земельные участки с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным видом использования - под индивидуальные жилые дома (коттеджи) с приусадебными участками, а также СПА- центры, гостиницы, аквапарки, бассейны, аттракционы, предприятия общественного питания, спортивные сооружения, объекты обслуживания туристов.
Сообщениями от 30.06.2014 (т.1, л.д. 56-58) Управление отказало заявителю в государственной регистрации прекращения права на вышеуказанные земельные участки в связи с их разделом и образованием новых земельных участков на основании абзацев 4,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации), указав, в частности, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1 ст. 131 названного Кодекса).
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 названного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверки законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о государственной регистрации (п. 1 ст. 13 названного Закона).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации) и если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз.10 п.1 ст.20 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из оспариваемых сообщений Управления об отказе в государственной регистрации, в качестве основания для таких отказов указано на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанные земельные участки имеют следующие характеристики: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. Однако согласно сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, вновь образованные земельные участки имеют следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиницы, СПА-центры, аквапарки, бассейн, аттракционы, предприятия общественного питания, спортивные сооружения, объекты обслуживания туристов, что не соответствует целевому назначению и разрешенному использованию исходных земельных участков и непредставление (в соответствии с действующим законодательством) на регистрацию документов, подтверждающих перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что в качестве доказательства перевода спорных земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов Предпринимателем в регистрационный орган было представлено письмо Скрябинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области от 18.03.2014 N 71 о включении спорных земельных участков в границы населенных пунктов Палужье и Скрябино Выгоничского района Брянской области, что в свою очередь послужило основанием для принятия кадастровой палатой решения от 31.03.2014 N 32/70/14-27566 об отнесении, в том числе спорных земельных участков, к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно положениям статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 названного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 1, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7).
Как видно из оспариваемых сообщений, земли, категория которых изменена, по целевому назначению относятся к землям сельскохозяйственного назначения, принадлежат Предпринимателю, то есть относятся к частной собственности.
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
В частности, согласно абзацу первому подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа. Согласно части 2 этой же статьи Кодекса подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Статьей 24 ГрК РФ урегулирован порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
Письмом от 24.06.2014 N 147 Скрябинская сельская администрация Выгоничского района Брянской области известила кадастровую палату области об ошибочности представленных в письме от 18.03.2014 N 71 сведений о включении в границы населенных пунктов спорных земельных участков, что послужило основанием для вынесения кадастровой палатой решения от 16.07.2014 N 32/701/14-64005 об изменении категории земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 32:03:0860501:86, 32:03:0870105:121, 32:03:0870302:307, 32:03:0870302:308, 32:03:0870301:494 на "земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, Предпринимателем в Управление не было предоставлено доказательств о переводе спорных земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли поселений" в соответствии с процедурами, предусмотренными ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а поэтому в силу требований п.3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации в образуемых земельных участках целевое назначение и разрешенное использование должно было быть указано как и в преобразуемых участках.
Довод заявителя жалобы о том, что в рамках дела N А09-13214/2014 им оспариваются действия Скрябинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области по направлению в кадастровую палату сведений в отношении спорных земельных участков, содержащихся в письме от 24.06.2014 N 147, не может быть принят во внимание, так как определением Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2015 производство по делу N А09-13214/2014 прекращено на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ в связи с отказом Предпринимателя от своих требований.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Учитывая вышеизложенное, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А09-7251/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.