г.Калуга |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А62-2537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Юрченковой Л.А., г.Смоленск, ОГРН 304673118200144 |
Юрченкова И.В. -дов. от 01.04 2013 на 3 года |
от заинтересованного лица - Админи-страции г.Смоленска, г.Смоленск, ОГРН 1026701449719 от третьего лица - Департамента иму-щественных и земельных отношений Смоленской области, г.Смоленск, ОГРН 1026701437212 |
Веревкина С.В. -дов. от 17.06.2015 не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2015 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-2537/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Юрченкова Людмила Александровна обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации города Смоленска (далее - Администрация) от 19.03.2013 N 16/02-341 об отказе во включении нестационарного торгового модуля, расположенного на остановке "улица Радищева", по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм (далее - Схема) и об обязании Администрации устранить нарушение законных прав предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое решение Администрации и обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов Юрченковой Л.А. путем внесения изменений в действующую на момент исполнения решения суда Схему, включив в неё принадлежащий Юрченковой Л.А. торговый нестационарный объект.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное толкование судом двух инстанций норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но представители Администрации и Департамента в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Представители предпринимателя просили оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 20.12.2002 между Комитетом по управлению имуществом города Смоленска (арендодатель) и предпринимателем Юрченковой Л.А. (арендатор) был заключен на неопределенный срок договор аренды земельного участка N 3589, по условиям которого земельный участок общей площадью 30 кв. м, с кадастровым номером 67:27:01 27 08:0039, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Лавочкина, передан в пользование Юрченковой Л.А. для замены остановочного торгового модуля на остановке "Улица Радищева".
Юрченковой Л.А. на арендованном земельном участке был возведен торговый модуль на основании утвержденного 19.09.2002 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска архитектурно-планировочного задания.
Постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена Схема, в данную Схему торговый модуль Юрченковой Л.А. не вошел.
6 февраля 2013 г. Департамент (арендодатель по договору аренды земельного участка - замена арендодателя произошла во исполнение закона Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з) направил Юрченковой Л.А. письмом за N01449/09 уведомление о прекращении договорных арендных отношений по истечении трех месяцев с момента получения данного уведомления и о возврате земельного участка по акту приема-передачи. При этом Департамент сослался на Схему (т.1, л.д.46).
4 марта 2013 г. Юрченкова Л.А. обратилась в Администрацию с заявлением о включении принадлежащего ей остановочного торгового модуля в Схему.
Письмом от 19.03.2013 N 16/02-341 Администрация отказала предпринимателю во включении спорного объекта в Схему, ссылаясь на то что указанная Схема разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" и утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм. Кроме того, в письме Администрация сослалась на то, что в соответствии с пунктом 3.10.7 технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно ОСТ 218.1.00202003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков, в соответствии с пунктом 3.16.1 торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (т. 1, л.д. 11).
Полагая, что отказ Администрации, изложенный в письме от 19.03.2013, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Юрченковой Л.А. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Закона N 381-ФЗ одной из целью настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу ч. 1 ст. 10 названного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ.
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы размещения выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ, Правилами N 772 и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов. Тем более, что в указанных нормативных актах говорится о необходимости достижения утвержденными схемами размещения нестационарных торговых объектов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а не о доведении до минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Учитывая, что спорный торговый объект эксплуатируется предпринимателем с 2002 года на арендуемом земельном участке, торговый объект соответствует требованиям ОСТ 218.1.002-2003 по всем показателям (два киоска, примыкающие к автопавильону, расположены за пределами участков, отведенных под площадку ожидания, посадочную площадку и остановочную площадку, торговая деятельность в автопавильоне не осуществляется), суд двух инстанций пришел к правильному выводу о недействительности решения Администрации об отказе Юрченковой Л.А. во включении принадлежащего ей торгового павильона в Схему и о нарушении данным отказом прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, а поэтому суд обоснованно удовлетворил требование заявителя.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А62-2537/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.