г. Калуга |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А23-5956/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Панченко С.Ю. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева (ОГРН 1037739630697, г. Москва, ул. Тимирязевская, д.49) |
Жакамуховой И.А. - представителя (доверен. от 19.05.2015 г. N 90-25/93), |
от Инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, пер. Воскресенский, д.28)
от Министерства культуры Российской Федерации |
Панакшиной С.А. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 04-30/4), Федотовой Н.Г. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 04-30/16),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2015 г. (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 г. (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-5956/2013,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому округу города Калуги от 07.02.2013 г. N 1797.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.04.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2014 г. судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Ленинскому округу города Калуги по результатам камеральной проверки представленной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год составлен акт от 11.01.2013 г. N 13237 и принято решение от 07.02.2013 г. N 1797 о доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 30656104 руб., пени в сумме 592111 руб., применении штрафа в размере 1247 руб.
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 21.11.2013 г. N 63-10/11013 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
В силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 г. N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Отнесение вышеуказанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 15 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст.5 названного Закона, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Основанием для доначисления налога, пени и штрафа послужили выводы налогового органа о необоснованном исключении заявителем из объекта обложения земельным налогом земельных участков, принадлежащих университету на праве постоянного (бессрочного) пользования, с кадастровыми номерами: 40:26:000395:24 (с 29.12.1994 г.), площадью 14345 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для эксплуатации модуля", адрес объекта: г. Калуга, ул. Вишневского, д. 27; 40:26:000395:449 (с 29.12.1994 г.), площадью 73380 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для эксплуатации комплекса жилых и учебных зданий", адрес объекта: г. Калуга, ул. Вишневского, д. 27; 40:26:000109:2 (с 29.12.2010 г.), площадью 853770 кв. м., категории "земли поселений", разрешенное использование "для опытного поля", адрес объекта г. Калуга, д. Белая.
По мнению налогоплательщика, университет освобожден от уплаты земельного налога на основании пп. 2 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку организация является особо ценным объектом культурного наследия.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 11.09.2008 г. N 1343 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева" (г. Москва) включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, поскольку университетом используется объект культурного наследия федерального значения ансамбль-усадьба "Петровское-Разумовское", в состав которого входят 9 памятников, которые включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на них выданы паспорта.
Доказательств того, что Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации содержит сведения о спорных объектах в городе Калуге (полевая лаборатория, ангар, павильон артезианской скважины, картофелехранилище, учебный корпус, учебно-лабораторный корпус, студенческое общежитие, гараж), которые расположены на вышеназванных земельных участках, заявителем не представлено.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Калужской области спорные земельные участки в обороте не ограничены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для признания данных земельных участков ограниченными в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и оснований для освобождения заявителя от уплаты земельного налога на основании пп. 2 п.2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что для освобождения от налогообложения земельным налогом достаточно включения самого учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, были рассмотрены судами и правомерно отклонены, поскольку сам по себе факт включения университета в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствует о наличии у плательщика оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2015 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 г. по делу N А23-5956/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для признания данных земельных участков ограниченными в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и оснований для освобождения заявителя от уплаты земельного налога на основании пп. 2 п.2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что для освобождения от налогообложения земельным налогом достаточно включения самого учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, были рассмотрены судами и правомерно отклонены, поскольку сам по себе факт включения университета в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствует о наличии у плательщика оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2015 г. N Ф10-3420/14 по делу N А23-5956/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3420/14
20.03.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1171/15
20.01.2015 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5956/13
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3420/14
01.08.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2823/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5956/13