16 июля 2015 г. |
Дело N А09-11387/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2015 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ермакова М.Н. |
судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при участии в заседании:
от МУП "Гостиничное хозяйство г.Брянска" 241050, г.Брянск, пр.Ленина, д.100 ОГРН 1033265001791
от ИФНС России по г.Брянску 241037, г.Брянск, ул.Крахмалева, д.53, ОГРН 1133256000008 |
Ромашовой Г.Н. - представитель, дов. от 14.11.14г. б/н Шараевского Е.С. - представитель, дов. от 09.02.15г. б/н
Прохоренковой Е.А. - представитель дов. от 05.10.13г. б/н Медведевой О.В. - представитель, дов. от 19.02.14г. Грачевой В.И. - представитель, дов. от 27.10.14г. б/н |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Гостиничное хозяйство города Брянска" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.15г. (судья И.Э.Грахольская) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.15г. (судьи Е.В.Мордасов, Н.В.Заикина, В.Н.Стаханова) по делу N А09-11387/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Гостиничное хозяйство города Брянска" (далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по г.Брянску (далее - наоговый орган) от 22.08.14г. N 41.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.15г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.15г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушением судами норм материального и процессуального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей налогового сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт 17.07.14г. N 41). Основанием для начисления налога на прибыль организаций в размере 11227877 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 429296 руб. и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 483044 руб. явился вывод налогового органа о завышении Предприятием расходов при определении налоговой базы по реализации ценных бумаг.
Решением УФНС России по Брянской области от 02.10.14г. решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Предприятие обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии п.15 ст.274 НК РФ, особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются ст.280 НК РФ с учетом положений ст.ст. 281 и 282 НК РФ.
В силу п.2 ст.280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Спора между Обществом и налоговым органом по определению дохода от реализации в 2013 года пакета акций ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна" (доход составил 81402000 руб.) не имеется.
Согласно п.3 ст.280 НК РФ расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.
Поскольку положения ст.ст.280-282 НК РФ не указывают на порядок определения расходов в целях налогообложения прибыли исходя из цены приобретения акций, суды обоснованно руководствовались положениями ст.277 НК РФ, которые определяют особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).
В соответствии с п.1 ст.277 НК РФ стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемым по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный капитал (складочный капитал) организации, принимается по стоимости (остаточной стоимости) переданного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) этого имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы являются взносом (вкладом) в уставный (складочный) капитал.
Таким образом, в случае последующей реализации акций в порядке, установленном п.2 ст.280 НК РФ, в целях налогообложения расходы при реализации ценных бумаг определяются исходя из цены их приобретения, в данном случае - равной величине остаточной стоимости имущества, переданного в оплату акций вновь создаваемых юридических лиц по данным налогового учета на дату приобретения акций.
Как установлено судами, первичные бухгалтерские документы, на основании которых должна определяться остаточная стоимость имущества, переданного Предприятием в 2010-2011 годах в виде взноса в уставной капитал ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна", у Предприятия отсутствовали, не были представлены ни налоговому органу в ходе проверки, ни в материалы дела при рассмотрении дела в суде.
Вместе с тем, в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом был получен Акт от 27.03.14г. проверки финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, проведенной контрольно-ревизионным отделом Брянской городской администрации. Данным актом зафиксировано, что остаточная стоимость имущества, переданного Предприятием в качестве вклада в ОАО "Гостиница "Брянск" на момент передачи составляла 11941522,65 руб., в качестве вклада в ОАО "Гостиница "Десна" - 4799263,82 руб.
Помимо этого, аналогичные показатели остаточной стоимости имущества, переданного Предприятием в виде взноса в уставной капитал ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна", были определены в отчетах ООО "Би-Ника" "Об оценке рыночной стоимости здания гостиницы "Брянск" от 06.08.10г. N 3234043083-10-960 и ООО "Агентства оценки "Брянская недвижимость" "Об оценке рыночной стоимости здания гостиницы "Десна" от 19.08.10г. N А10-112 Н.
Судами обоснованно отклонены доводы Предприятия о том, что с возражениями на акт выездной налоговой проверки налоговому органу были представлены регистры налогового учета, отражающие остаточную стоимость спорного имущества, отличную от использованной налоговым органом при принятии оспариваемого решения.
Согласно ст.313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Как отмечалось выше, первичные учетные документы не были представлены ни налоговому органу в ходе проверки, ни при рассмотрении дела судами обеих инстанций. Следовательно, ни у налогового органа при принятии оспариваемого решения, ни у судов обеих инстанций при рассмотрении дела не имелось возможности проверить правильность данных, отраженных в регистрах налогового учета Предприятия.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что расчет начисленных оспариваемым ненормативным правовым актом сумм налога, пени и штрафа основан на допустимых доказательствах, согласились с доводами налогового органа о соответствии оспариваемого решения закону и отказали в удовлетворении заявления Общества.
Доводы кассационной жалобы о том, что к моменту рассмотрения спора в суде Предприятием была произведена переоценка основных средств, в результате которой остаточная стоимость спорного имущества на момент передачи в виде взноса в уставной капитал ОАО "Гостиница "Брянск" и ОАО "Гостиница "Десна" составила 81400000 руб., т.е. на 2000 руб. меньше, чем доход от реализации акций, расценивается судом кассационной инстанции критически. Как отмечалось выше, какие-либо первичные учетные документы в материалы дела не представлялись, в связи с чем проверить обоснованность увеличения Предприятием остаточной стоимости спорного имущества почти в пять раз, у судов не имелось.
Довод кассационной жалобы о нарушении прав Брянской городской администрации в связи с непривлечением ее к участию в деле также является несостоятельным. Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, Брянская городская администрация участником налоговых правоотношений Предприятия не является.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения ст.71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы Предприятия направлены на переоценку доказательств, что в силу ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27 января 2015 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу N А09-10747/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Гостиничное хозяйство города Брянска" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.А.Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.