г.Калуга |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А14-12988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 15.07.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888, пер.Орликов, 1/11, стр.1, г.Москва, 107139) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, ул. Донбасская, д.2, г.Воронеж, 394026) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670, пер. Орликов, д.3, корп.Б, г.Москва, 107139) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-12988/2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) от 07.07.2014 N 20/024/2014-64 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д. 23, об обязании Управления произвести государственную регистрацию права оперативного управления на вышеуказанное здание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве.
Решением суда от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" образовано путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений государственных семенных инспекций по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных территориальных станций защиты растений и является их правопреемником, внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1077762014110 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, от 02.11.2007).
Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 N 254 реорганизуемое ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало Учреждению объект нежилое строение - гараж, расположенный по адресу: Воронежская область, Острогожский район, г.Острогожск, ул.К.Маркса, д.23.
22.05.2014 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на указанное нежилое строение.
Сообщением от 07.07.2014 N 20/024/2014-64 Управление отказало в государственной регистрации права оперативного управления на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ), в связи с тем, что в представленных на государственную регистрацию документах отсутствует решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом о закреплении за ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" имущества на праве оперативного управления, а также документы, подтверждающие передачу имущества на праве оперативного управления.
Посчитав отказ Управления незаконным, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 9 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 1 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 (далее - приказ N 288) содержится указание на то, что в ведении Минсельхоза России образуется путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр", которое является правопреемником федеральных государственных учреждений в соответствии с передаточными актами.
Согласно пункту 6 приказа N 288 структурным подразделениям Минсельхоза России надлежало обеспечить закрепление за ФГБУ "Россельхозцентр" имущества федеральных государственных учреждений в оперативное управление в установленном порядке.
В пункте 4.1. Устава ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" указано, что имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику), переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (абзац 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ; пункт 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу прямого указания закона (статьи 58, пункт 1 статьи 129 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) правопреемство при реорганизации юридического лица относится к числу универсальных, т.е. охватывает все имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица, в том числе и право на обращение за регистрацией права собственности на объекты недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда от 29.04.2010 N 10/22, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления Учреждения на спорный объект недвижимого строения возникло на основании актов собственника имущества, а именно распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288. Недвижимое строение передано в соответствии с актом о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 N 254.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что Учреждением на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр".
Приведенные заявителем жалобы доводы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А14-12988/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
С.Ю.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда от 29.04.2010 N 10/22, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления Учреждения на спорный объект недвижимого строения возникло на основании актов собственника имущества, а именно распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288. Недвижимое строение передано в соответствии с актом о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 N 254.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что Учреждением на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2015 г. N Ф10-2204/15 по делу N А14-12988/2014