г. Калуга |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А68-2733/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
Егорова Е.И. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" (300012,, г. Тула, пр. Ленина, д. 79, ОГРН 1027100507092, ИНН 7107049989)
|
Мишагиной М.И. - представителя (дов. от 23.12.2014 N 1/234, пост.) |
от межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160)
от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (300041, г. Тула, ул.Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) |
Васильева А.Ю. - представителя (дов. от 03.03.2015 N 02-06/01337, пост.) Дорофеева А.М. - представителя (дов. от 29.12.2014 N 02-06/08060, пост.)
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А68-2733/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тула", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области) о признании недействительным решения инспекции от 26.09.2013 N 11-Д и решения УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 в части доначисления и предложения уплатить ООО "Газпром межрегионгаз Тула" налог на прибыль в размере 113 939 руб., налог на добавленную стоимость в размере 645 228 руб., пени по налогу на прибыль в размере 968 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 103 126 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 22 304 руб., предложения обществу внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 требования общества удовлетворены частично. Решение инспекции от 26.09.2013 N 11-Д признано недействительным в части предложения уплатить ООО "Газпром межрегионгаз Тула" налог на добавленную стоимость в размере 645 228 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 103 126 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов в части удовлетворения требований общества отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 19.08.2013 N 8-Д и вынесено решение от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу, в том числе доначислено и предложено уплатить 751 281 руб. налога на добавленную стоимость и 127 305 руб. пени за его неуплату.
Основанием для начисления налога на добавленную стоимость в размере 645 228 руб. и пени за его неуплату, послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы в результате невключения в нее денежных сумм, полученных от контрагентов за невыполнение условий договоров по количеству поставленного газа. Налоговый орган считает, что суммы, полученные налогоплательщиком, в виде штрафных санкций за потребление ими газа сверх нормы подлежат включению в налоговую базу в качестве сумм, связанных с оплатой товара (газа), реализуемого налогоплательщиком.
Решением УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 N 07-15/00107@ решение инспекции отменено в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 106 053 руб., доначисления налога на прибыль в размере 117 836 руб., привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в сумме 23 567 руб., начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 4 544 руб. начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 24 179 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суды, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, статей 40, 154, 162 НК РФ, пришли к выводу, что суммы неустоек, полученных налогоплательщиком от контрагентов по договорам, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с типовыми договорами поставки газа общество обязуется осуществлять поставку газа, а юридические лица - получать (выбирать) и оплачивать газ, договорами установлен ежегодный и суточный объем поставки газа и порядок определения стоимости товара.
В силу статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации;
определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, пунктом 17 которых предусмотрена дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Таким образом, пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема.
Как указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российская Федерация от 11.11.2003 N 7071/03, 7089/03 и в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2012 N ВАС-1113/12, предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку.
Судами установлено, и налоговый орган не отрицает, что при перерасходе покупателями объема поставляемого газа заявитель включал в налоговую базу по спорному налогу стоимость газа, поставленного в пределах нормы, и суммы, начисленные сверх нормы по коэффициентам, предусмотренным пунктом 17 Правил поставки газа.
Вместе с тем, в договорах поставки и транспортировки газа предусмотрена имущественная ответственность покупателя за нарушение режима потребления газа (пункты 3.5). Инспекция считает, что указанные штрафные санкции также должны быть включены в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Между тем, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ и статей 40, 154, 162 НК РФ, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, притом, что согласно положениям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Договор поставки газа подписан сторонами, выражает их волеизъявление и предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в равной степени, как для поставщика, так и для покупателя. Поэтому полученная обществом сумма неустойки за перерасход газа правомерно не включена в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 325/10 подлежит отклонению, поскольку в указанном деле рассмотрены иные фактические обстоятельства.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами положений налогового законодательства, а направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 по делу N А68-2733/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.