В каком порядке в целях налогообложения прибыли российской организации-импортера отражается покупная стоимость товаров при их реализации? Каков порядок отнесения в целях налогообложения прибыли расходов организации по оплате таможенных пошлин и сборов, а также расходов по доплате таможенной пошлины в результате корректировки заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров, произведенной таможенным органом?
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ определено, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров, определяемая в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из предусмотренных указанным подпунктом методов оценки покупных товаров. А именно:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
Причем при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ.
Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров (транспортные расходы) в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.
Все остальные расходы, включая другие транспортные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Статья 254 НК РФ определяет формирование стоимости товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы. При определении стоимости покупных товаров необходимо руководствоваться статьями 268 и 320 НК РФ.
Таким образом, под стоимостью приобретения товаров понимается контрактная (договорная) цена приобретения, а уплаченные отдельно ввозные таможенные пошлины, сборы и другие расходы, связанные с приобретением ввозимых товаров и не включенные в контрактную (договорную) цену, учитываются в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Следует иметь в виду, что суммы расходов на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров (транспортные расходы), если они не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам, распределяемым между реализованными товарами и остатками на складе. При распределении данных расходов следует руководствоваться методикой, приведенной в последних четырех абзацах статьи 320 НК РФ.
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ (п. 6 ст. 5 Закона N 5003-1).
Под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ (импортная пошлина) или вывозе товара с этой территории (экспортная пошлина) и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона N 5003-1).
Таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу в валюте РФ либо в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату принятия декларации при ввозе товаров не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Об этом сказано в статьях 329 и 331 Таможенного кодекса РФ.
Согласно пункту 6 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, если в сроки выпуска товаров (ст. 152 Таможенного кодекса РФ) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены дополнительно. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Если при определении таможенным органом таможенной стоимости товаров после выпуска товаров требуется доплата таможенных платежей, то выставляется требование об уплате таможенных платежей (ст. 350 Таможенного кодекса РФ). Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 5003-1 таможенный орган РФ, производящий контроль за правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара с учетом положений статьи 15 Закона N 5003-1.
Статьей 19 Закона N 5003-1 определено, что при использовании основного метода определения таможенной стоимости - метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью ввозимого на территорию РФ товара, используемой для начисления таможенной пошлины, является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза).
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные указанным законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с Законом N 5003-1 (п. 2 ст. 16 Закона N 5003-1).
Таможенный орган РФ по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата начисления налогов (сборов).
Обязанность по уплате (доплате) предприятием ввозной таможенной пошлины вне зависимости от того, что необходимость ее доплаты возникла вследствие проверки, произведенной вышестоящим таможенным органом, обусловлена законодательством.
Таким образом, сумма доплаты таможенной пошлины, произведенной после момента отражения в налоговом учете сформированной покупной стоимости закупленных по импорту и реализованных российским покупателям товаров, учитывается для целей налогообложения прибыли в составе косвенных расходов в период предъявления к доплате (начисления) данного обязательного платежа.
Согласно пункту 1 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисленные организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Основанием для учета подобных расходов будут суммы, отражаемые в налоговых декларациях по соответствующему налогу, подлежащие уплате в бюджет. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляются расчеты (декларации).
Основание: письмо МНС России от 25.03.2003 N 02-5-11/78-к804.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/62980 от 29 сентября 2004 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1