г. Калуга |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А54-4633/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Имтер" (ОГРН 1056204103680, ИНН 6234021857, Ленина ул., д. 27, г. Рязань, Рязанская область, 390000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства строительного комплекса Рязанской области (ОГРН 1036214000096, ИНН 6227006368, Полонского ул., д. 1/54, г. Рязань, Рязанская область, 390000): Согомоновой Н.В. - представителя, действующей по доверенности от 14.04.2015 N ВМ/7-1041;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2014 (судья Шишков Ю.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 (судьи Еремичева Н.В., Стаханова В.Н., Заикина Н.В.) по делу N А54-4633/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Имтер" (далее по тексту - ООО "Имтер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства строительного комплекса Рязанской области (далее по тексту также - Министерство или Минстрой Рязанской области) от 15.08.2014 N 24-2014 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (иных) объектов недвижимости. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и не соглашаясь с выводами, содержащимися в судебных актах, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Имтер" просит оставить решение от 24.12.2014 и постановление от 11.05.2015 без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Минстроя Рязанской области поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя Министерства, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Имтер" как застройщик осуществляет строительство многоквартирных домов в Рязанской районе в д. Дядьково с привлечением денежных средств граждан.
На основании приказов Министра строительного комплекса Рязанской области от 07.10.2013 N 7/123 "Об утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц в области долевого строительства на 2014 год" и от 21.07.2014 N 8-дс о проведении плановой документарной проверки соблюдения законодательства в области долевого строительства Министерство провело проверку в отношении Общества.
Приказ Министра от 21.07.2014 N 8-дс о проведении плановой документарной проверки был направлен Обществу посредством факсимильной связи и содержал перечень документов, представление которых считалось необходимым для Министерства.
В установленный срок застройщик не в полном объеме представил запрашиваемые Минстроем по Рязанской области документы, в частности договоры участия в долевом строительстве, соглашения об изменении или расторжении договоров, об уступке прав требования по договорам и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие использование денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве в целях, установленных статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения Министерством предписания от 15.08.2014 N 24-2014 об устранении в срок до 19.08.2014 нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Настоящим предписанием Обществу предложено представить договоры участия в долевом строительстве, соглашения об изменении или расторжении договоров, об уступке прав требования по договорам и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие использование денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве в целях Федерального закона N 214-ФЗ, и оно было предупреждено об административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания.
Не согласившись с названным предписанием Министерства, ООО "Имтер" оспорило его в арбитражном суде.
Суды двух инстанций удовлетворили требование Общества, правомерно исходя из следующего.
В силу части 8 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту также - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом Федеральный закон N 214-ФЗ предусматривает особенности проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, которые не отменяют требования Закона N 294-ФЗ, а дополняют его положения.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 указанного выше Закона акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений данного Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Предписания выдаются в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, для устранения выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (подпункт 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В связи с вышеуказанным суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что после составления акта о выявленных нарушениях выдается предписание юридическому лицу, допустившему нарушения обязательных требований, установленных правовыми нормами.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае приведенные нормативные положения Министерством не были соблюдены. Оспариваемое предписание выдано контролирующим органом без акта проверки, который был составлен позже.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания Министерства недействительным.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения судов и фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Ввиду изложенного, основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу N А54-4633/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.