г.Калуга |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А08-8219/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
при ведении потокола помощником судьи |
Степиной Л.В.
Частиковой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "КМАпроектжил-строй", Белгородская обл., г.Старый Оскол, ОГРН 1023102357266 |
Горловой И.Г. - дов. от 20.04.2015 N 308/07 |
от заинтересованного лица - Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, г.Белгород,ОГРН 1063123133996 |
Ковальчук Е.В.- дов. от 02.03.2015 N 5 Ходуновой Е.Н.- дов. от 12.12.2014 N 26 |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2015 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А08-8219/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее - ОАО "КМАпроектжилстрой", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) о закрытии дела об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод по КНС-2, оказываемые ОАО "КМАпроектжилстрой" потребителям, расположенным на территории Старооскольского городского округа Белгородской области, на 2014 год, изложенные в протоколе заседания коллегии Комиссии от 21.08.2014 N 16 (п.2 повестки дня), и об обязании Комиссии устранить допущенное нарушение прав ОАО "КМАпроектжилстрой" в сфере предпринимательской деятельности, рассмотреть по существу указанное дело и установить экономически обоснованный тариф на услуги по транспортировке сточных вод по КНС-2 на 2014 год и на текущий период регулирования (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Комиссии от 21.08.2014 N 16, которым было закрыто дело по заявлению ОАО "КМАпроектжилстрой" от 02.06.2014 об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод по КНС-2, оказываемые ОАО "КМАпроектжилстрой" потребителям, расположенным на территории Старооскольского городского округа Белгородской области, на 2014 год, и обязал Комиссию принять решение по заявлению ОАО "КМАпроектжилстрой" от 02.06.2014.
В кассационной жалобе Комиссия просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то что протокол заседания Комиссии не является ненормативным актом и не может быть обжалован в суд (производство по делу необходимо прекратить); суд не вправе обязывать Комиссию принять решение, то есть, принять нормативный акт; суд не мотивировал, по каким основаниям решение Комиссии о закрытии дела является незаконным, в то время как общество не представило требуемые Комиссией документы.
В судебном заседании представители Комиссии поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества просила оставить состоявшиеся судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, обществу на праве собственности принадлежит канализационно-насосная станция-2 (КНС-2) с напорным коллектором от КНС-2 до очистных сооружений, расположенная в северо-восточной части города Старый Оскол по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон Надежда - городские очистные сооружения.
Поскольку нормами действующего законодательства деятельность по водоотведению отнесена к регулируемым видам деятельности, общество 13.12.2013 подало в Комиссию заявление об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по КНС-2, период регулирования - 2014 год.
Письмом от 02.06.2014 за исх. N 285 общество отозвало заявление от 13.12.2013 N 456 и просило принять на рассмотрение заявление общества от 02.06.2014 за исх. N 284 об установлении тарифов на транспортировку сточных вод по КНС-2 с приложением соответствующих документов.
Приказом первого заместителя председателя Комиссии от 30.06.2014 N 188д предписано открыть дело об установлении тарифов на услуги транспортировки сточных вод по КНС-2, оказываемые обществом потребителям, расположенным на территории Старооскольского городского округа Белгородской области, на 2014 год; при установлении тарифов применить метод экономически обоснованных расходов (затрат) - т.1, л.д.88.
21 августа 2014 г. на заседании коллегии Комиссии открытым голосованием было принято решение о закрытии дела об установлении тарифов на услуги транспортировки сточных вод по КНС-2, которое зафиксировано в пункте 2 протокола заседания коллегии Комиссии от 21.08.2014 N 16.
Не соглашаясь с действиями Комиссии по закрытию дела об установлении тарифов, общество обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Белгородской области от 03.06.2013 N 204-пп утверждено Положение о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Положение N204-пп), согласно п. 1.1 которого Комиссия является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
В силу п.2.1 Положения N 204-пп основной задачей Комиссии является в том числе и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под транспортировкой сточных вод понимается перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
Частью 3 статьи 17 названного Закона предусмотрено, что оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод.
Согласно ч.7, ч.8 ст.31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 406).
В силу п.1 Правил N 406 настоящие Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам (п. 8 Правил N 406).
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (п. 12 Правил N 406).
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов (п. 16 Правил N 406).
Пунктом 17 Правил N 406 предусмотрен исчерпывающий перечень обосновывающих материалов, документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
В силу абз.2 п.18 Правил N 406 для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается (абз.4 п. 18 Правил N 406).
Из вышеизложенного следует, что решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов выносится в случае представления регулируемой организацией в полном объеме документов и материалов, предусмотренных п.17 Правил.
В дальнейшем в соответствии с п.25 Правил N 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В Правилах N 406 отсутствует такая норма, что в случае открытия дела об установлении тарифов орган регулирования тарифов может закончить его рассмотрение закрытием дела без вынесения решения об установлении тарифов.
Исходя из изложенного, суд двух инстанций пришел к правильному выводу о том, что решение Комиссии о закрытии дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод для ОАО "КМАпроектжилстрой" не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что Комиссия решение не принимала, а протокол не является ненормативным актом и не может быть обжалован в суд, был предметом исследования суда второй инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Решение в виде отдельного акта Комиссией действительно не принималось, а было изложено в протоколе заседания коллегии Комиссии от 21.08.2014. Однако это не препятствует обществу обратиться в арбитражный суд и оспорить решение, изложенное в протоколе.
Не заслуживает внимания и довод заявителя жалобы о том, что суд не вправе обязывать Комиссию принимать какие-либо решения.
В соответствии с п.3 ч.4, п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части; в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поэтому суд по праву обязал Комиссию принять решение по заявлению ОАО "КМАпроектжилстрой" от 02.06.2014, как того требуют Правила N 406.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А08-8219/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.