г. Калуга |
|
7 сентября 2015 г. |
Дело N А68-3350/15 |
Резолютивная часть постановления принята 31.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Канищевой Л.А. |
||
судей |
Андреева А.В. |
||
|
Лупояд Е.В.
|
||
при участии в заседании:
от ФНС России в лице УФНС России по Тульской области
от ООО "Мясной Альянс" |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице УФНС России по Тульской области, г.Тула, на определение Арбитражного суда Тульской области от 19.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А68-3350/15,
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице МИФНС России N 9 по Тульской области обратилась 13.04.2015 в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Мясной Альянс" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной задолженности в размере 6 798 648, 57 руб., в том числе: 6 581 397, 68 руб. - основной долг, 217 250, 89 руб. - пеня (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
В обоснование заявления уполномоченный орган ссылался на нормы статей 3, 6, 7, 20, 29, 34, 39, 41, 62, 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Тульской области от 16.04.2015 заявление уполномоченного органа принято, возбуждено производство по делу.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 19.05.2015 (судья Волошина Н.А.) во введении процедуры банкротства наблюдение в отношении ООО "Мясной Альянс" отказано, производство по делу о признании ООО "Мясной Альянс" несостоятельным (банкротом) прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (судьи Можеева Е.И., Токарева М.В., Тиминская О.А.) определение Арбитражного суда Тульской области от 19.05.2015 по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба УФНС России по Тульской области без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФНС России в лице УФНС России по Тульской области, полагая, что выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит определение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель ссылается на то, что действующим законодательством об обязательном пенсионном страховании установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов, которая была фондом соблюдена, в связи с чем считает необоснованным отказ судов во введении в отношении ООО "Мясной Альянс" процедуры банкротства наблюдение.
Указывает, что суды не учли п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители ФНС России в лице УФНС России по Тульской области, ООО "Мясной Альянс", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Дело судом рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, определением Арбитражного суда Тульской области от 16.04.2015 в отношении ООО "Мясной Альянс" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
В заявлении о признании должника банкротом уполномоченный орган указал на наличие у общества задолженности по уплате страховых взносов перед УПФ РФ в г. Новомосковске и Новомосковском районе в размере 6 581 397, 68 руб. основного долга и 217 250, 89 руб. пеней.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными заявителем требованиями N 08102040086067 от 21.11.2013, N 08102040013389 от 25.02.2014, N 08102040013478 от 25.02.2014, N 08102040045615 от 26.05.2014, N 08102040085839 от 10.10.2014, N 08102040094001 от 20.11.2014, N 08102040094001 от 20.11.214, N 8 от 27.04.2015, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков в банках N 08102013ВД0028002 от 24.12.21013, N 08102014ВД0004533 от 24.03.2014, N 08102014ВД0004539 от 24.03.2014, N 08102014ВД0013351 от 04.07.2014, N 081402014ВД0024190 от 06.11.2014, N 08102014ВД0027884 от 19.12.2014, N 08102014ВД0007184 от 09.04.2015; постановлениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 08102090001602 от 05.03.2014, N 08102090003324 от 07.05.2014, N 08102090003325 от 07.05.2014, N 08102090013913 от 06.10.2014, N 081020900000193 от 20.01.2015, N 08102090000194 от 20.01.2015.
Ссылаясь на наличие непогашенной задолженности по страховым взносам в сумме 6 798 648, 57 руб., из которых: 6 581 397, 68 руб. - основной долг, 217 250, 89 руб. - пеня, ФНС России в лице МИФНС России N 9 по Тульской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Мясной Альянс" несостоятельным (банкротом).
Рассмотрев заявление, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 2, 4, 6, 7, 33, 41, 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пришли к выводу об отказе во введении процедуры банкротства наблюдение в отношении ООО "Мясной Альянс" и прекращении производства по делу о банкротстве ООО "Мясной Альянс", поскольку требования уполномоченного органа не соответствуют положениям абз. 2 п. 3 ст. 6, ст. ст. 8 - 9, п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, для признания должника банкротом.
Соглашаясь с выводами судебных инстанций, судебная коллегия кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 настоящего Закона, обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Согласно п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве, и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, определен порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно статье 42 Закона о банкротстве арбитражный суд, приняв заявление о признании должника банкротом, назначает дату рассмотрения обоснованности заявления в целях решения вопроса о введении в отношении предприятия-должника процедуры наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным в пункте 2 статьи 33 Закона о банкротстве, обоснованно и не удовлетворено должником на дату судебного заседания.
Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30-ти дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 настоящего Закона (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротства).
Из содержания п. 6 ст. 41 Закона о банкротстве следует, что к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам.
При этом, в силу ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, иные имущественные и (или) финансовые санкции, в т. ч. за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также обязательства по оплате труда не учитываются в составе денежных обязательств при определении признаков банкротства.
Как усматривается из материалов дела, в обосновании заявленных требований заявитель ссылался на наличие непогашенной задолженности по страховым взносам, пени, штрафа в сумме 6 798 648, 57 руб., из которых: 6 581 397, 68 руб. - основной долг, 217 250, 89 руб. - пеня, в связи с чем, настаивал на введении в отношении должника процедуры банкротства.
В соответствии с абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, являются обязательными платежами.
Согласно п. 1, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", суду необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Вместе с тем, как обоснованно указали суды, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, по своей социально-правовой природе являются не налоговыми, а индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в виде получения пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Учитывая, что просроченная свыше 3-х месяцев задолженность должника по страховым взносам перед Пенсионным фондом РФ составляет 6 581 397, 68 руб. (основной долг), однако указанная задолженность не подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, судебные инстанции обосновано прекратили производство по заявлению уполномоченного органа о признании ООО "Мясной Альянс" несостоятельным (банкротом).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о неправильном толковании заявителем норм материального права.
При изложенных обстоятельствах, кассационная судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тульской области от 19.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А68-3350/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Канищева |
Судьи |
А.В. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.