г.Калуга |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А62-6759/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Смолко С.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Рощина Сергея Маевича (ОГРНИП 313673319700055, г. Смоленск): Рощина С.М., паспорт; Веревкина С.В. - представителя, действующего по доверенности от 14.09.2015 без номера;
от администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, Октябрьской Революции ул., д.1/2, г. Смоленск, 214000): Горбатюка М.В. - представителя, действующего по доверенности от 07.04.2015 N 1/537-исх.;
от третьего лица:
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, Ленина пл., д. 1, г. Смоленск, 214008): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рощина Сергея Маевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2015 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-6759/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рощин Сергей Маевич (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области к администрации города Смоленска (далее по тексту также - Администрация) с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконными выраженных в письме от 27.03.2013 N 16/02-386 действий по невключению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска принадлежащих предпринимателю объектов торговли, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 67:27:002 07 08:0020 и 67:27:002 07 08:0021, и требованием обязать администрацию восстановить нарушенное право путем внесения изменений в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, включив в нее указанные объекты.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2015, оставленном без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит обжалуемые предпринимателем судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Департамент отзыв на жалобу не представил.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своего представителя не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения лиц, принявших участие в судебном заседании, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене по следующим основаниям.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что предпринимателем на основании договора купли-продажи от 28.08.2007 приобретено в собственность помещение для мелкорозничной торговли площадью 11, 65 кв. м, находящееся по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции (возле ЦУМа).
09.10.2008 между главным земельным управлением Смоленской области (арендодатель) и предпринимателем заключен сроком на 11 месяцев договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020708:0020 площадью 11, 65 кв. м по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 15 для целей, не связанных со строительством, - для размещения сооружения временного типа - торгового павильона.
08.11.2000 указанными выше лицами заключен аналогичный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020708:0021 площадью 11, 44 кв. м.
По окончании срока действия договоров аренды их действие в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации продлено на неопределенный срок.
Постановлением Администрации от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (далее - Схема), в которую не включены вышеуказанные объекты торговли.
В связи с невключением в указанную Схему принадлежащих предпринимателю объектов торговли, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 67:27:002 07 08:0020 и 67:27:002 07 08:0021 по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, возле ЦУМа, предприниматель обратился в Администрацию о включении этих торговых объектов в Схему.
Однако Администрация 27.03.2013 сообщила предпринимателю об отказе включить в Схему перечисленные выше объекты торговли.
При этом из материалов дела следует, что в порядке части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации 04.02.2013 и 05.02.2013 Департамент направил предпринимателю уведомление об отказе от упомянутых выше договоров аренды земельных участков. Данные договоры прекращены соответственно 11.05.2013 и 12.05.2013.
Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 28.05.2013 N 789 и от 30.05.2013 N 832 право аренды земельного участка площадью 11, 44 кв. м, с кадастровым номером 67:27:002 07 08:0021, и земельного участка площадью 11,65 кв. м, с кадастровым номером 67:27:002 07 08:0020 прекращено.
Не согласившись с действиями Администрации по отказу во включении его объектов торговли в Схему, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что на момент утверждения постановлением от 25.12.2012 N 2317-адм Схемы договоры аренды на земельные участки под торговыми объектами предпринимателя были действующими.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, учитывая состоявшиеся решения Арбитражного суда Смоленской области, которыми отказано в удовлетворении требований предпринимателя об оспаривании письма Департамента от 02.08.2013 N 10748108 об отказе в заключении договора аренды; об оспаривании постановления Администрации от 23.08.2013 N 1439-адм "Об освобождении самовольно занятых земельных участков в городе Смоленске", касающегося освобождения земельных участков по улице Октябрьской революции возле ЦУМа под двумя торговыми киосками "Бистро" в срок до 13.09.2013; и о признании недействительными решений Департамента, выраженных в уведомлениях об отказе от договоров аренды от 01.02.2013 N 1233/09, от 01.02.2013 N1157/09 (дела от 14.11.2013 N А62-4418/2013, от 20.10.2014 N А62-3989/2014, пришли к выводу о том, что Департамент воспользовался предоставленным ему законом правом на односторонний отказ от договоров аренды участков под принадлежащими предпринимателю киосками, в связи с чем договоры аренды прекращены в мае 2013 года. Данное право реализовано Департаментом до вынесения оспариваемого отказа Администрации.
В то же время суд указал, что на момент рассмотрения настоящего дела предпринимателем не исполнена обязанность по возврату арендодателю земельных участков. Вступившее в законную силу 21.11.2014 решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2014 по делу N А62-3989/2014 об освобождении указанных участков не исполнено. Предприниматель продолжает пользоваться участками без правовых оснований, в расположенных на них киосках ведется торговая деятельность.
По мнению суда кассационной инстанции, сделанные судами выводы, основаны на неправильном применении норм Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 381 одной из целей настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу части 1 статьи 10 Закон N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы размещения выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ, Правилами N 772 и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.
Учитывая, что спорные торговые объекты эксплуатируются предпринимателем на арендуемых земельных участках с 2008 и соответственно с 2000 года, у Администрации не имелось законных оснований не включать в Схему вышепоименованные торговые объекты.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что при отказе в удовлетворении требований предпринимателя по делам N N А62-4418/2013, А62-3989/2014, суды принимали во внимание факт невключения мест торговли предпринимателя в Схему.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое в судебном порядке действие Администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда первой и апелляционной инстанций в силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что судами установлены все необходимые для разрешения настоящего спора обстоятельства, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А62-6759/2014 отменить.
Признать незаконными действия администрации города Смоленска, выраженные в письме от 27.03.2013 N 16/02-386, по невключению в схему размещения торговых объектов на территории города Смоленска принадлежащих индивидуальному предпринимателю Рощину Сергею Маевичу объектов торговли.
Обязать администрацию города Смоленска включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объкутов на территории города Смоленска принадлежащие индивидуальному предпринимателю Рощину Сергею Маевичу объекты торговли, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 67:27:002 07 08:0020 и 67:27:002 07 08:0021.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.