г.Калуга |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А14-9028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ермакова М.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Новичихина Романа Алексеевича (ул. Помяловского, д. 10, кв. 9, г. Воронеж, 394000, ИНН 366400353618, ОГРНИП 305366411600023) |
- Филозоп З.М. - представитель (доверенность N 36 АВ 1512905 от 10.03.2015); |
от администрации городского округа город Воронеж (ул. Плехановская, д. 10, г.Воронеж, 394018, ИНН 3650002882, ОГРН 1023601575733)
от Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (ул. Кольцовская, д. 45, г. Воронеж, 394006, ИНН 3664122499, ОГРН 1123668051418) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Новичихина Романа Алексеевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2014 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-9028/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Новичихин Роман Алексеевич (далее - ИП Новичихин Р.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) и Управлению главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (далее - Управление главного архитектора) о признании недействительным градостроительного плана от 18.04.2014 N RU36302000-0000000000003888 земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209015:47, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Текстильщиков, 5б, в части ограничений места допустимого размещения зданий, строений, сооружений с северной и южной сторон с отступом 6,0 м от границы земельного участка; с восточной - частично с отступом 6,0 м от границы земельного участка, частично по линии застройки; с западной - с отступом 5,0 м от красной линии и обязании внести изменения в указанный градостроительный план земельного участка в части исключения красной линии на западной границе земельного участка, установления места допустимого размещения зданий, строений и сооружений с нулевым отступом от границ земельного участка со всех сторон земельного участка.
Решением арбитражного суда от 26.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ИП Новичихин Р.А., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ИП Новичихина Р.А., явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Новичихину Р.А. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 49 312 кв. м из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:34:0209015:47, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Текстильщиков, 5б.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Разрешенное использование земельного участка - строительство многоэтажного комплекса нежилых помещений и производственных зданий.
В связи с намерением провести реконструкцию находящихся на данном земельном участке нежилых зданий, ИП Новичихин Р.А. обратился в Управление главного архитектора с заявлением о подготовке и выдаче ему градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.
Управлением главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж 18.04.2014 подготовлен испрашиваемый заявителем градостроительный план за N RU36302000-0000000000003888 указанного земельного участка, который был утвержден приказом заместителя главы Администрации по градостроительству от 18.04.2014 N 357.
Градостроительный план, по мнению заявителя, содержал неправомерные ограничения для собственника земельного участка в части установления обязательных отступов от границ земельного участка для размещения зданий, строений, сооружений.
Посчитав указанные ограничения в использовании земельного участка незаконными, ИП Новичихин Р.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч.ч. 1,2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Градостроительный план земельного участка в оспариваемой части содержал сведения о расстоянии отступа от границ земельного участка для размещения зданий, строений, сооружений на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0209015:47.
В частности, размещение зданий, строений, сооружений на данном земельном участке должно осуществляться: с северной и южной сторон с отступом 6,0 м от границы земельного участка; с восточной - частично с отступом 6,0 м от границы земельного участка, частично по линии застройки; с западной - с отступом 5,0 м от красной линии.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, вышеназванные размеры и параметры размещения объектов недвижимого имущества на земельном участке были обусловлены соблюдением норм пожарной безопасности и наличием красных линий.
Признавая установленные параметры разрешенного строительства правомерными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, в том числе минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков определяется градостроительным регламентом (ст. 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Учитывая изложенные требования закона, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как следует из материалов дела, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (далее - Правила N 384-II), земельный участок, принадлежащий ИП Новичихину Р.А., расположен в территориальной зоне П-1 "Зона промышленных и коммунальных предприятий".
Согласно пункту 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Во исполнение норм указанного федерального закона приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден Свод Правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130).
В силу пункта 6.1.2 указанного Свода Правил расстояния между зданиями и сооружениями (далее - здания) на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются не менее указанных в таблице 3, согласно которой минимальный противопожарный разрыв составляет 9 метров.
В соответствии с пунктом 6.1.5 Свода Правил указанное расстояние для зданий I, II, а также III и IV степеней огнестойкости класса С0 категорий А, Б и В уменьшается с 9 до 6 м при соблюдении одного из следующих условий: - здания оборудуются стационарными автоматическими системами пожаротушения; - удельная пожарная нагрузка в зданиях категории В менее или равна 180 МДж на 1 м площади этажа.
К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен в силу пункта 8.2 Свода Правил подъезд пожарных автомобилей: - с одной стороны - при ширине здания или сооружения не более 18 метров; - с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, за пределами спорного земельного участка также расположены здания (сооружения), инженерные коммуникации, что служило основанием для установления отступов от границ земельного участка для размещения зданий, строений, сооружений в целях соблюдения требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе красные линии.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается (пункт 3.5).
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.
Красные линии дополняются другими линиями градостроительного регулирования, определяющими особые условия использования и застройки территорий городов и других поселений.
Основными видами других линий градостроительного регулирования являются, в том числе: - линии регулирования застройки; - границы технических зон инженерных сооружений и коммуникаций. Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: - в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; - в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; - при инвентаризации земель в поселениях; - при установлении границ землепользований; - в проектах землеустройства; - в проектах межевания территорий; - при установлении границ территориальных зон в поселениях; - в земельном и градостроительном кадастрах; - на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
В статье 2 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж содержатся понятия линии застройки, как условной линии, устанавливающей границы застройки при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка, а отступ застройки, как расстояние между красной линией или границей земельного участка и стеной здания, строения, сооружения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, представленными графическими материалами подтверждено наличие объектов инженерной, транспортной инфраструктур в территориальной зоне по месту расположения вышеназванного земельного участка.
Учитывая изложенное, при разработке градостроительного плана земельного участка уполномоченным органом правомерно определены параметры размещения объектов на земельном участке, принадлежащему ИП Новичихину Р.А., с учетом красных линий, содержащихся в проекте планировки территории.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, заявитель жалобы также ссылается и на тот факт, что установленные градостроительным планом отступы от границ земельного участка фактически проходят по линии уже сложившейся застройки, что, по мнению последнего, является нарушением градостроительного законодательства.
Изложенные доводы являлись предметом исследования и оценки в суде первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда в этой части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, наличие красных линий обусловлено, в том числе в связи с прохождением по улице Солнечной городской магистрали и отнесением улицы Текстильщиков к магистральной улице районного значения.
При изложенных обстоятельствах для органа местного самоуправления является обязательным формирование примагистральной зоны и общественного транспорта, что в свою очередь должно учитываться при новом строительстве путем установления соответствующего отступа.
Учитывая, что реконструкция объектов капитального строительства влечет за собой изменение, в том числе и параметров объекта капитального строительства, установление отступа от линии границ земельного участка, проходящего по линии застройки, не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, принимая решение по существу заявленного спора, суд обоснованно учитывал и то, что одним из принципов земельного и градостроительного законодательства является приоритет публичных над частными интересами.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о правомерности установления уполномоченным органом в градостроительном плане земельного участка оспариваемых параметров реконструкции объекта капитального строительства являются законными и обоснованными.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А14-9028/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Новичихина Романа Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.