г.Калуга |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А35-11539/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником судьи |
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "Газпром газорас-пределение Курск", г.Курск, ОГРН 1024600937371 |
Шарова В.И. - дов. от 12.01.2015 N 20 |
от заинтересованного лица - Управле-ния Росреестра по Курской области, г.Курск, ОГРН 1044637042614 |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А35-11539/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Курск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра, Управление), изложенного в сообщении от 08.12.2014 N 05/012/2014-422, в государственной регистрации права собственности общества на сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 2510 м, с кадастровым номером: 46:04:060303:778, местоположение: Курская область, Горшеченский район, Куньевский сельсовет, с. Бараново, наименование: "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области"; и об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности общества на указанное сооружение.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить состоявшиеся судебные решения и в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Управление Росреестра надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, причем ходатайствовало о рассмотрении жалобы с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области и это ходатайство было удовлетворено, однако его представитель в судебное заседание не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Управления в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 02.10.2009 главой Администрации Куньевского сельсовета Горшеченского района Курской области утвержден акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления по с. Бараново Горшеченского района. Данный объект включен в Программу газификации Курской области на 2010, утвержденную постановлением Правительства Курской области от 26.03.2010 N 44-пп, как социально значимый объект.
26 октября 2009 г. Администрация Куньевского сельсовета выдала ОАО "Курскгаз" (правопредшественнику ОАО "Газпром газораспределение Курск") разрешение N RU 46504306-1 на строительство объекта капитального строительства - "Газоснабжение села Бараново Горшеченского района Курской области".
3 декабря 2009 г. Администрация Куньевского сельсовета выдала ОАО "Курскгаз" разрешение N RU 46504306-24 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - "Газоснабжение села Бараново Горшеченского района Курской области".
На основании постановления Администрации Горшеченского района от 10.04.2014 N 353 "О предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов для эксплуатации и обслуживания наземных сооружений по объекту: "Газоснабжение с.Бараново Горшеченского района Курской области" открытому акционерному обществу "Газпром Газораспределение Курск" 22.04.2014 между Администрацией Горшеченского района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды N 64 на земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 25 кв.м, с кадастровым номером 46:04:060303:809, расположенный на территории Горшеченского района Курской области, сроком действия с 10.04.2014 по 08.04.2015, для эксплуатации и обслуживания наземных сооружений по объекту - "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области" (т.1, л.д.8).
В силу п.1.2 договора его условия распространяются на период строительства объекта "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области".
22 октября 2014 г. общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером: 46:04:060303:778, протяженностью 2510 м, наименование "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области", адрес местоположения: Курская область, Горшеченский район, Куньевский сельсовет, с. Бараново.
К заявлению общество приложило платежное поручение N 9021 от 08.08.2014 на уплату 15000 руб. госпошлины за регистрацию права; нотариально заверенную доверенность от 15.12.2013; кадастровый паспорт сооружения N 46/13-3-285120 от 29.11.2013; акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления по с. Бараново Горшеченского района Курской области от 02.10.2009; договор аренды земельного участка от 22.04.2014 N 64; заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 13.11.2009 N 364; разрешение на строительство объекта N RU 46504306-1 от 26.10.2009; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 46504306-24 от 03.12.2009; выписку из протокола заседания совета директоров общества от 21.06.2013 N 1; справку общества от 06.08.2014 N 2061 о балансовой стоимости объекта (т.1, л.д.70-90).
Уведомлением 07.11.2014 N 05/012/2014-422 Управление Росреестра сообщило обществу о приостановлении государственной регистрации права до 06.12.2014. При этом Управление сослалось на то, что общество не представило правоустанавливающий документ на земельный участок для строительства объекта; в разрешении на строительство отсутствуют сведения о площади земельного участка, общей протяженности и мощности линейного объекта; в кадастровом паспорте сооружения отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено сооружение; в кадастровом паспорте сооружения указано его назначение - "сооружение трубопроводного транспорта", а общество просит зарегистрировать право на "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области".
Сообщением от 08.12.2014 N 05/012-2014-422 Управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на сооружение, ссылаясь на не устранение причин, препятствующих государственной регистрации, изложенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу п.1 ст.17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права - п.1 ст.18 Закона о регистрации прав.
В соответствии с абз.4 и абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая в государственной регистрации права, Управление сослалось на непредставление обществом правоустанавливающего документа на земельный участок, руководствуясь при этом п.1ст.25 Закона о регистрации прав, а также совокупностью норм - п.1 ст.218, ст.263, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Согласно п.1 ст.25 Закона о регистрации прав право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как указано выше, общество представило на регистрацию договор аренды N 64 от 22.04.2014 на земельный участок площадью 25 кв.м, с кадастровым N 46:04:060303:809, предоставленный для эксплуатации наземных сооружений спорного линейного объекта (основная часть линейного объекта расположена под землей), и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Довод заявителя жалобы о том, что на регистрацию должен быть представлен документ об отводе земельного участка под строительство объекта, не подтвержден нормами материального права.
Заявителем представлен регистрирующему органу акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления по с. Бараново Горшеченского района Курской области, утвержденный главой администрации Куньевского с/с Горшеченского района 02.10.2009.
Пунктом 1.2 договора аренды земельного участка от 22.04.2014 N 64 стороны предусмотрели распространить условия настоящего договора на период строительства газопровода.
Довод заявителя жалобы о том, что коль в п.2.1 договора указан срок его действия с 10.04.2014 до 08.04.2015, то, следовательно, его условия не могут распространяться на период до 10.04.2014, не верен.
Согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
В строгом соответствии с п.2 ст.425 ГК РФ стороны и установили в договоре такое условие.
Согласно ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статья 263 ГК РФ предусматривает права и обязанности собственника земельного участка при его застройке.
Статья 222 ГК РФ говорит о самовольной постройке.
Из изложенного следует, что ни одна из указанных Управлением в сообщении об отказе в регистрации норм права не подтверждает законность отказа, а ст.ст. 222, 263 ГК РФ вообще не применимы к рассматриваемому спору.
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что для размещения газопровода протяженностью 2510 м площади земельного участка в 25 кв.м недостаточно.
Пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предписано, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Как установлено судами, построенный обществом газопровод является подземным объектом, который имеет и надземные сооружения. Оформление прав на землю под подземным трубопроводом в силу указанной нормы права не требуется. На надземные сооружения газопровода договор аренды оформлен и представлен в Управление.
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что кадастровый паспорт сооружения от 29.11.2013 N 46/13-3-285120 содержит противоречивые сведения о спорном объекте, назначение которого в других документах (разрешениях на строительство и на ввод в эксплуатацию) иное.
В кадастровом паспорте сооружения указаны следующие его характеристики: протяженность - 2510 м, назначение - сооружение трубопроводного транспорта, год ввода в эксплуатацию - 2009 г., местоположение - Курская обл., Горшеченский район, Куньевский с/с, с.Бараново. В кадастровом паспорте имеется схема расположения объекта на земельном участке (т.1. л.д.16-17).
В разрешении на строительство от 26.10.2009 N RU 46504306-1 и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2013 N RU 46504306-24 объект поименован как "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области".
В соответствии с п.18 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.10.2013, если объектом недвижимости является сооружение, в государственный кадастр недвижимости вносится сведение о назначении сооружения. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о наименовании здания, сооружения закон не предусматривал.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ (действует с 01.10.2013) в ч.2 ст.7 Закона N 221-ФЗ были внесены изменения, указанная часть дополнена пунктом 29, согласно которому в государственный кадастр недвижимости вносится также и сведение о наименовании здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования.
Так как новая форма кадастрового паспорта сооружения, в которой имеются графы и "назначение" и "наименование" объекта, была утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504, кадастровый паспорт от 29.11.2013 N46/13-3-285120 на спорный объект выдан по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831, в которой имеется только графа "назначение" объекта.
Никаких противоречий в документах о спорном объекте нет. По своему назначению газопровод является сооружением трубопроводного транспорта, наименование данного сооружения - "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области".
Но так как в форме заявления на регистрацию объекта, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722, имеется лишь графа "наименование" объекта, то общество правильно указало в этой графе "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области" (т.1, л.д.70).
Не заслуживает внимания и довод заявителя жалобы о том, что в нарушение действующих требований в кадастровом паспорте на сооружение отсутствует кадастровый номер земельного участка.
Письмом от 13.12.2013 N 14-исх/11593-ГЕ/13 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии разъяснила, что в соответствии с формой кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831, в строку 8 кадастрового паспорта сооружения вносится, при наличии, кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества.
То есть, кадастровый номер земельного участка вносится в кадастровый паспорт сооружения не в безусловном порядке, а его при наличии.
Доводы кассационной жалобы о незаконности выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию без отвода земельного участка не оцениваются судом кассационной инстанции, так как Управление Росреестра не уполномочено на этапе регистрации прав оценивать выданные надлежащими органами названные документы.
Так как обществом представлены на государственную регистрацию все необходимые документы, оформленные в соответствии с действующими на момент их оформления требованиями, суд двух инстанций пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности общества на линейный объект является незаконным. Данный отказ нарушает права общества в сфере экономической деятельности. Поэтому суд по праву удовлетворил требования общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А35-11539/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.