г.Калуга |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А23-6027/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пульнева Владимира Сергеевича (ОГРНИП 313401136100022, ИНН 400701866825, Калужская область) - Щедроткина Е.В. (дов. от 03.08.2015 N 2-1940),
от администрации муниципального района "Жуковский район" (ОГРН 1024000630147, ИНН 4007005510, ул.Гурьянова, д.31, г.Жуков, Калужская область,24991) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пульнева Владимира Сергеевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 06.03.2015 (судья Сидорычева Л.П.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (судьи Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А23-6027/2014,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пульнев Владимир Сергеевич (далее - глава КФХ, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Жуковский район" (далее - администрация), изложенного в письме от 17.09.2014 N 04-10/2531, в предоставлении в аренду сроком на 25 лет в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
- земельного участка площадью 11 918 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:18, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 157 836 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132908:4, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 104 944 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132909:3, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 20 294 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:19, местоположение: Калужская область. Жуковский район, восточнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 995 218 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132908:5, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 139 244 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132904:17, местоположение: Калужская область, Жуковский район, юго-восточнее д. Величково;
- земельного участка площадью 10 000 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:16, местоположение: Калужская область. Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 40 130 кв. метров, с кадастровым номером 40:07:132908:3, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 40 130 кв. метров, с кадастровым номером 40:07:132911:2, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 19 136 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:17, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 46 071 кв. метра с кадастровым номером 40:07:132909:8, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 824 632 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132905:22, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-западнее д. Черная Грязь;
Решением суда от 06.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда 22.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ просит решение и постановление судов отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку выводы судов противоречат нормам Федерального закона от 11.06.2003 N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в результате чего не дана надлежащая правовая оценка оспоренному отказу администрации.
В отзыве на жалобу администрация считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства главой КФХ не приняты во внимание положения Закона Калужской области от 03.07.2003 N 234-ФЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области", которым установлены максимальные размеры сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, 19.08.2014 глава КФХ Пульнев В.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду 12 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения, сроком на 25 лет в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указав обоснование размеров испрашиваемых земельных участков, а именно : ведение КФХ будет осуществляться трудом пяти членов КФХ "Пуд земли" при необходимости привлечения сезонных работников по срочным трудовым договорам; основными видами деятельности будут производство сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка) и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. При этом заявитель указал на каких земельных участках планирует заниматься конкретными видами деятельности.
Письмом от 17.09.2014 N 04-10/2531 администрация отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков, указав на нецелесообразность предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду более чем на два года (с возможностью продления сроков аренды в случае успешной деятельности), так как КФХ не зарекомендовало себя с положительной стороны и не имеет опыта деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, а также сославшись на значительность испрашиваемых площадей (более 240 га).
Не согласившись с отказом администрации, глава КФХ обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о том, что заявитель при обращении в орган местного самоуправления не обосновал необходимость значительного размера испрашиваемых земельных участков, приведенное обоснование и перечисление планируемых видов деятельности не свидетельствует об убедительности заявления главы КФХ, что делает невозможным предоставление земельных участков на указанные цели.
Суд округа не может согласиться с выводами судов.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения Пульнева В.С. в администрацию) крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.05.2015) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должно быть указано, в том числе, обоснование размера предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства). Кроме того, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4, пункт 2 статьи 12 указанного Закона).
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем критерии оценки и перечень необходимых документов в обоснование размера испрашиваемого земельного участка действующим законодательством не установлен.
Однако, указанные администрацией причины отказа в удовлетворении заявления главы ГФХ - фермерское хозяйство не имеет опыта деятельности в сфере деятельности, значительность испрашиваемого размера земельных участков, суд округа оценивает критически, поскольку они не подтверждают обоснованность отказа.
В своей системной совокупности нормы Закона N 74-ФЗ призваны гарантировать и обеспечить со стороны государства реализацию права граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность, оказание поддержки крестьянских хозяйств.
Положения статьи 12 закона N 74-ФЗ предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйством.
Вместе с тем, из содержания обжалуемых судебных актов не следует, что заявление главы КФХ по существу оценивалось на соответствие положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Кроме того, суды при разрешении данного спора не учли ряд обстоятельств, а именно сроки предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения установлены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Калужской области от 03.07.2003 N 234-ОЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области" установлены минимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности ( 1 га) и максимальный (не ограничен).
Оценка доказательств является обязанностью суда и необходимой предпосылкой для разрешения спора. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в дело доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд округа вправе отменить решение (постановление) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку содержащиеся в судебных актах выводы сделаны без всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела, решение и постановление судов следует отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Довод кассатора о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений не нашли своего подтверждения в материалах дела, поскольку протокол судебного заседания, состоявшегося 27.02.2015, подписанный судьей и помощником судьи Васильевым А.А., аудиозапись судебного заседания имеются в материалах дела, а ошибочное указание в решение суда на ведение протокола судебного заседания другим помощником не является безусловным основанием к отмене судебного акта.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А23-6027/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.