г. Калуга |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А09-1445/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 06.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Леоновой Л.В. Нарусова М.М.
Масенковой О.А. |
от истца Брянской городской администрации
от ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Брянской области
Муниципального унитарного предприятия "Брянское троллейбусное управление"
Индивидуального предпринимателя Черненка Александра Николаевича |
Введенская И.А. - представитель (дов. N 1/06-2212и от 22.12.2014 до 31.12.2015) Представитель не явился, извещен надлежаще
Прозоров С.Н. - представитель (дов.б/н от 10.08.2015 до 31.12.2015)
Кузьмина Е.В. - представитель (дов. N 32 АБ 0912753 от 15.04.2015, сроком на 1 год) |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Брянской городской администрации, г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу N А09-1445/2015,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация, г.Брянск (ОГРН 1023202743574) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к управлению имущественных отношений Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1053244057085), муниципальному унитарному предприятию "Брянское троллейбусное управление", г.Брянск (ОГРН 1023202739207) и индивидуальному предпринимателю Черненку Александру Николаевичу, г.Брянск (ОГРНИП 311325602000010) о признании недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений от 15.04.2014 и от 21.05.2014 к договору аренды земельного участка от 27.07.2012 N 46600.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2015 (судья Блакитный Д.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 (судьи Капустина Л.A., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Брянская городская администрация обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца и ответчика - МУП "Брянское троллейбусное управление" поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика - ИП Черненка А.Н., считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей истца и ответчиков, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.07.2012 между управлением имущественных и земельных отношений Брянской области (арендодатель) и МУП "Брянское троллейбусное управление" (арендатор) заключен договор аренды N 46600 земельного участка, расположенного по ул.Степной в г.Брянске, кадастровый N 32:28:0030902:33, общей площадью 5 449 кв.м., с разрешенным использованием: для строительства диспетчерского пункта, на срок с 27.07.2012 по 26.07.2015.
27.07.2012 земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 15.04.2014 ИП Черненок А.Н. вступил в договор аренды на стороне арендатора.
Дополнительным соглашением 21.05.2014 стороны исключили предприятие из числа арендаторов земельного участка.
Таким образом, вышеуказанными соглашениями была произведена замена арендатора по договору с МУП "Брянское троллейбусное управление" на ИП Черненка А.Н.
Ссылаясь на то, что на момент заключения дополнительных соглашений земельный участок являлся разграниченным в собственность муниципального образования, следовательно, управление не вправе было выступать в качестве арендодателя при совершении спорных сделок, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ, а с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Закон N 137-ФЗ (в редакции Закона N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В силу п.10 ст.3 названного Федерального закона, действовавшего до 01.03.2015, осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в ст.3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено уполномоченным органам только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в п.1 ст.3.1.
Из положений вышеуказанных норм права следует, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 302-ЭС14-8088).
С учетом изложенного, судами верно указано на то, что законодательство связывает момент разграничения государственной собственности на землю с соответствием земельного участка критериям, указанным в нем, на момент вступления в силу Закона N 53-ФЗ.
Пунктом 10 ст.3.1 Закона N 137-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На момент заключения спорных дополнительных соглашений распоряжение земельными участками, расположенными на территории г.Брянска, осуществлялось в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г.Брянска, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641, в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г.Брянска, осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области в сфере управления государственным имуществом - управлением имущественных отношений Брянской области.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанции пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Обоснованность выводов судебных инстанций в части определения момента разграничения земель подтверждена также определением Верховного Суда РФ от 26.11.2014 N 302-ЭС14-1777.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу N А09-1445/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.