г.Калуга |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А83-1195/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "МАРС-98" (ОГРН 1149102038315, ИНН 9103004148, Республика Крым, г.Ялта, въезд Санаторный, д.4А, корпус 1, кв. 34, 298637); |
|
|
от Управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860, ИНН 9102001017, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кечкеметская, д.198, 295022); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.05.2015 (судья Авдеев М.П.) по делу N А83-1195/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАРС-98" (далее - ООО "МАРС-98", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Управление, административный орган) от 26.03.2015 N 000583/0014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.05.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Определением апелляционной инстанции от 27.07.2015 апелляционная жалоба возвращена административному органу в связи с пропуском срока на подачу апелляционной жалобы и отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить жалобу без удовлетворения в связи с несостоятельностью ее доводов.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по итогам произведенных проверочных мероприятий административный орган пришел к выводу, что Общество, разместив без разрешения пункт общественного питания кафе "Русалочка" на территории парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения "Мисхорский", допустило нарушение требований пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 3, 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 01.12.2014 N 000583 и вынесения постановления от 26.03.2015 N 000583/0014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Посчитав, вынесенное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.39 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Частью 2 ст. 59 указанного Закона установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Из содержания ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях следует, что природные парки относятся к категории особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. При этом в силу п. 7 ст. 2 названного Закона особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 26.03.2015 границы земельного участка, занятого парком-памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения "Мисхорский", не были установлены на местности и государственный кадастровый учет данного земельного участка не был произведен.
Кроме того, суд установил, что ООО "Марс-98" является собственником нежилого здания лит. А - кафе площадью 201,6 м, лит. Б - бара площадью 22,1 м, лит, В - кухни площадью 17,8 м, лит. С - бара площадью 11,3 м 2, навесов на участке: лет. Г, лет. Д, лет. Ж, лет. И, расположенных по адресу: г.Ялта, пгт.Кореиз, Мисхорский парк, 17, а земельный участок площадью 706 кв.м., на котором расположены эти объекты недвижимости, предоставлен Обществу в аренду на 49 лет, который не входит в границы парка "Мисхорский", согласно решению Кореизского поселкового совета от 28.01.2003 N 425.
Так же административным органом не представлено доказательств, что деятельность, которую Общество осуществляет в кафе, может оказать негативное воздействие на особо охраняемую территорию и привести к деградации и (или) уничтожению природного объекта.
Однако суд кассационной инстанции считает незаконным и необоснованным вывод суда о нарушении административным органом требований части 2, части 3 статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, а поэтому подлежащий исключению из мотивировочной части решения исходя из следующего.
Исходя из ст. 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть уведомлено о времени и месте его составления.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции, действовавшей на момент составления протокола) доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Протокол об административном правонарушении от 01.12.2014 N 000583 составлен в присутствии представителя Общества Хлабыстовой К.В., действующей по доверенности от 24.11.2014, выданной законным представителем Общества.
Из данного протокола видно, что представителю общества разъяснены установленные законом права и обязанности, им даны письменные объяснения по конкретному административному делу.
На основании ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник или представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении, (в ред. Федерального закона от 27.11.2007 N 273-ФЗ).
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускаются адвокат или иное лицо (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ).
При этом согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В данном случае, представитель Общества, действующий по доверенности от 24.11.2014, был допущен к участию в производстве по конкретному административному делу.
Таким образом, выдача законным представителем Общества доверенности и присутствие при составлении протокола об административном правонарушении лица, действующего на основании этой доверенности, свидетельствует о том, что законному представителю общества было известно время и место составления протокола об административном правонарушении.
Положения статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично.
Поэтому с учетом наделения законным представителем общества своего представителя по доверенности полномочиями на представление интересов общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также исходя из осведомленности и участия представителя при составлении протокола, вывод суда о нарушении административным органом процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности, является ошибочным, поскольку не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам по указанным выше основаниям.
Так же суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
При определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) указано, что необходимо учитывать, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 Кодекса и п. 3 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.39 Кодекса, согласно которой административным правонарушением признается нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Правовая норма, предусматривающая ответственность за совершение данных административных правонарушений, признает объектом посягательства общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Таким образом, данное дело об административном правонарушении было рассмотрено Арбитражным судом Республики Крым с нарушением правил подведомственности.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом необходимо установить, могло ли нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения", требующего пересмотра решения, которое заявитель считал окончательным.
Допущенное нарушение правил подведомственности при рассмотрении настоящего дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении заявления.
В ходе судебного разбирательства о нарушении правил подведомственности сторонами не заявлялось. Кроме того прекращение производства по делу в суде кассационной инстанции нарушит право заявителя на судебное обжалование постановления административного органа в соответствии с правилами подведомственности в связи с истечением сроков обжалования.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.05.2015 по делу N А83-1195/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускаются адвокат или иное лицо (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ).
При этом согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
...
Положения статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2015 г. N Ф10-3281/15 по делу N А83-1195/2015
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3281/15
27.07.2015 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1425/15
07.07.2015 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1425/15
27.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1195/15