г.Калуга |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А36-5896/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "НЛМК", г.Ли-пецк, ОГРН 1024800823123 |
Наземникова Н.В. -дов. от 12.08.2015 Гусакова О.Н. - дов. от 12.08.2015 Евсюкова Н.А. - дов. от 01.11.2014 Титова Н.А. - дов. от 21.11.2014 |
от заинтересованного лица - ГУ-Ли-пецкое отделение ФСС РФ, г.Липецк, ОГРН 1027739443236 |
не явились
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 (судья Бессонова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) и открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А36-5896/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании частично недействительными решения фонда от 28.07.2014 N 168 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требования от 28.07.2014 N 168 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, решения от 28.07.2014 N 89 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах и требования от 29.08.2014 N 86 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, решения от 28.07.2014 N 130 об отказе в привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требования от 29.08.2014 N 75 об уплате не принятых к зачету расходов.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены полностью, признаны недействительными:
- решение от 28.07.2014 N 168 и требование от 28.07.2014 N 168 в части предложения ОАО "НЛМК" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 538 839 руб. 92 коп.;
- решение от 28.07.2014 N 89 в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в сумме 4 167 руб. 90 коп., предложения уплатить 20 839 руб. 49 коп. недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пени; требование от 29.08.2014 N 86;
- решение от 28.07.2014 N 130 в части предложения ОАО "НЛМК" перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в размере 15 334 руб. 78 коп., соответствующие суммы пени и требование об уплате не принятых к зачету расходов от 29.08.2014 N 75.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 решение суда в части признания незаконными решения фонда от 28.07.2014 N 168 и требования от 28.07.2014 N 168 в части предложения ОАО "НЛМК" произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 509 575,34 руб. отменено, в удовлетворении требований общества в указанной части отказано. В остальной части решение суда от 05.02.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "НЛМК" просит отменить постановление апелляционного суда в части отказа обществу в удовлетворении его требований, а решение суда в этой части оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права, а именно: необоснованное включение судом второй инстанции праздничных дней в средний заработок для исчисления пособий на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приходящихся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, а также предусмотренного коллективным договором дополнительного отпуска, в число учитываемых календарных дней в расчетном периоде.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение от 05.02.2015 и постановление от 22.06.2015 в части признания незаконными решения фонда от 28.07.2014 N 89 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения фонда от 28.07.2014 N 130 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также требований от 29.08.2014 N 86 и от 29.08.2014 N 75, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Обе стороны представили отзывы на кассационную жалобу другой стороны, в которых просили оставить кассационную жалобу оппонента без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы ОАО "НЛМК" и просили оставить без удовлетворения жалобу фонда.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя фонда в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на жалобы, заслушав пояснения представителей общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, фондом в отношении общества проведена выездная проверка соблюдения законодательства РФ о страховых взносах и правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки фондом составлены акты от 16.06.2014 N 273 и N 273с/с, согласно которым фондом не приняты к зачету расходы в размере 729493,09 руб., доначислены страховые взносы в размере 21279,98 руб., начислены пени в размере 70 097,91 руб. и штраф в размере 4256 руб., а также акт от 16.06.2014 N 273н/с, согласно которому фондом не приняты к зачету расходы в размере 98 280 руб., доначислены страховые взносы в размере 15 623,42 руб., пени в размере 6 552,50 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений, 28.07.2015 фондом приняты следующие решения:
- N 168 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- N 89 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах;
- N 130 об отказе в привлечении общества к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании данных решений в адрес общества были выставлены требования N 168 от 28.07.2014 об уплате не принятых к зачету расходов, страховых взносов, пени, штрафа, N 86 и N 75 от 29.08.2014 об уплате недоимки по страховым взносам.
Требования об уплате не принятых к зачету расходов исполнены страхователем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 18.08.2014 N N 56254-56260.
Не соглашаясь частично с указанными решениями и требованиями фонда, ОАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества в полном объеме, суд первой инстанции согласился с доводом общества в той части, что коль нерабочие праздничные дни не включаются в число календарных дней отпуска, продлевая его на количество нерабочих праздничных дней, то весь период отпуска, включая нерабочие праздничные дни, должен исключаться из расчета среднего заработка для исчисления пособий.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом суда первой инстанции, полагая, что он сделан в нарушение действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом апелляционного суда в этой части.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно пп.8п.2 ст.8 названного Закона пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком установлен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи (последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Данный механизм применялся до 01.01.2011 и по заявлению работницы мог применяться для исчисления пособия по беременности и родам и исчисления пособия по оплате отпуска по уходу за ребенком в 2011 и 2012 годах (Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В силу п. 15 Положения N 375 в редакции, действующей на 01.01.2011, во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пункте 8 Положения.
В частности, в силу пп. "а" п.8 Положения N 375 при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособий из расчетного периода исключается период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ, а также начисленные за эти периоды суммы.
В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) к таким периодам относятся ежегодные отпуска, предоставляемые работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст.115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Наряду с этим, статьей 116 ТК РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются - ст.120 ТК РФ.
Исходя из изложенного, при определении количества календарных дней, приходящихся на расчетный период для целей исчисления среднего дневного заработка, из данного периода в силу пп. "а" п.8 Положения N 375, ст.120 ТК РФ подлежат исключению календарные дни, приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска (основного и дополнительного), за исключением праздничных дней, приходящихся на период отпуска.
Данный вывод согласуется с п.18 Положения N 375, в котором закреплено, что при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.
В соответствии с ч.4 ст.4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Так как фонд установил факт завышения обществом среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в связи с необоснованным исключением из расчетного периода нерабочих праздничных дней, приходящихся на период основного и дополнительного отпусков, то по праву не принял к зачету расходы заявителя на выплату пособий на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 509 575,34 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции по праву отменил решение суда первой инстанции в части признания незаконными решения фонда от 28.07.2014 N 168 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от 28.07.2014 N168 в части предложения обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 509 575,34 руб. и отказал в удовлетворении требований общества в этой части.
Поэтому в удовлетворении кассационной жалобы общества следует отказать.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда двух инстанций в части неправомерности включения фондом не принятых к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в объект обложения страховыми взносами и дополнительного доначисления обществу страховых взносов решениями от 28.07.2014 N 89 и от 28.07.2014 N 130 и предложениями уплатить доначисленные суммы путем выставления соответствующих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Положениями пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со ст.ст.3, 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) общество является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которого входит в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно п. 2 ст. 20.1 названного Закона база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 20.2 названного Закона не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, вывод судов о том что поскольку пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, данные выплаты не могут быть отнесены к числу объектов обложения применительно к приведенным положениям Законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ, верен.
Фонд согласен с таким выводом суда двух инстанций.
Однако фонд полагает, что произведенные обществом застрахованным лицам выплаты пособий в завышенном размере перестают быть пособиями и относятся к обычным выплатам, которые подлежат обложению страховыми взносами.
Суды по праву не согласились в этой части с фондом.
Излишне выплаченные застрахованным лицам суммы пособий всё равно являются пособиями, а никак не иными выплатами. А, следовательно, они не подлежат обложению страховыми взносами.
В данном случае у фонда имеется право только не принять к зачету излишне выплаченные обществом суммы пособий.
Поэтому в удовлетворении кассационной жалобы фонду следует отказать.
Оснований для отмены постановления суда второй инстанции не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А36-5896/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.