26 октября 2015 г. |
Дело N А64-3930/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Гладышевой Е.В. Леоновой Л.В. Нарусова М.М. |
при участии в заседании: от истца: Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова от ответчика: открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", г.Москва
|
|
не явились, извещены надлежащим образом
представитель Лимонова Т.М. по доверенности 3-15 от 05.06.2015 сроком действия до 12.06.2016 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А64-3930/2014,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", ответчик) о взыскании основного долга по договору аренды земельного участка в г.Тамбове N 189 от 12.07.2013, образовавшегося в период с 11.12.2012 по 31.03.2014 в размере 221 868 руб. 02 коп., пени за просрочку арендных платежей в период с 26.07.2013 по 31.03.2014 на общую сумму 75 542 руб. 08 коп., всего 297 410 руб. 10 коп.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ОАО "ФСК ЕЭС" пени за просрочку арендных платежей по договору аренды земельного участка в г.Тамбове N 189 от 12.07.2013 за период с 26.07.2013 по 31.03.2014 в размере 75 542 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 по делу N А64-3930/2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 по делу N А64-3930/2014 отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Комитета о взыскании с ОАО "ФСК ЕЭС" 27 866,93 руб. пени за просрочку арендных платежей по договору аренды земельного участка в г.Тамбове N 189 от 12.07.2013.
Исковые требования Комитета г.Тамбова в указанной части удовлетворены.
С ответчика в пользу истца взысканы 27 866,93 руб. пени за просрочку арендных платежей по договору аренды земельного участка в г.Тамбове N 189 от 12.07.2013.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 по делу N А64-3930/2014 оставлено без изменения.
Комитет обратился с кассационной жалобой в суд округа на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просил их отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскать с ОАО "ФСК ЕЭС" задолженность по договору аренды земельного участка от 12.07.2013 N 189 по пене в размере 75 542,08 руб. за период с 26.07.2013 по 31.03.2014; судебные расходы по уплате государственной пошлины возложить на ответчика.
В судебное заседание суда округа представитель заявителя не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения заявителя о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и процессуального права при принятии судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, а также соответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены вышеуказанных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 12.07.2013 между Комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка в г.Тамбове N 189, по условиям п.1.1. которого во исполнение постановления администрации г.Тамбова N 5521 от 01.07.2013 арендодатель предоставляет по акту приема-передачи, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 68:29:0201001:805 общей площадью 8 775 кв.м., расположенный по адресу: г.Тамбов, в районе ул.Советской, д.202 Б, под реконструкцию подстанции 220 кВ N 4.
Согласно п.2.1. договора, срок аренды земельного участка - 3 года, с 02.07.2013 по 02.07.2016.
В соответствии с пунктами 3.1. - 3.4. договора, годовой размер арендной платы за землю рассчитывается от кадастровой стоимости с применением процентов по видам разрешенного использования земельного участка, и составляет 95 422 руб. 33 коп. в год. Арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца включительно. Расчет годовой арендной платы приведен в приложении N 2 к договору.
Названный земельный участок истцом был передан ответчику без разногласий, о чем свидетельствует акт приема-передачи.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении иска в полном объеме арбитражные суды руководствовались ст.ст.606, 424 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.65 Земельного кодекса РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и исходили из того, что договор аренды от 12.07.2013 N 189 заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, следовательно, последующее изменение ставок арендной платы и (или) условий ее определения не требует дополнительного изменения договора.
Суды пришли к выводу, что поскольку ставки арендной платы за земли публичной собственности относятся к регулируемым ценам, и Правительство Российской Федерации определило соответствующие ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, они должны выступать ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с п.3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действующих до 01.03.2015 положений п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ и п.10 ст.3 Закона N 137-ФЗ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков,
находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, в силу п.1 ст.39.7 Земельного кодекса, принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством РФ.
Таким образом, Постановление Правительства N 582, в части установления основных принципов определения арендной платы, является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом, размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Спорный договор аренды от 12.07.2013 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата, порядок, условия и сроки внесения которой подлежат установлению органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Тамбовской области до 01.03.2015 действовало постановление администрации Тамбовской области N 1423 от 24.12.2007, которым утвержден порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Между тем данный акт судами к спорным правоотношениям не применен.
Суды неправомерно применили п.п.3-5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, поскольку данные Правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не подлежат применению к договору аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950, от 21.09.2015 N 303-КГ15-6224, от 05.10.2015 по делу N 303-ЭС15-5991, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 24.12.2014 N22-АПГ14-4, а также в Обзоре практики Верховного суда РФ N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 26.06.2015 (вопрос N 7).
Поскольку обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам судом дана оценка с неправильным применением норм материального права, судебные акты по данному делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть спор с применением соответствующего порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного органом государственной власти Тамбовской области.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1, п.2 ч.2 ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А64-3930/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
Л.В.Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.