г.Калуга |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А23-870/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Гладышевой Е.В. Нарусова М.М. |
от истца Заместителя прокурора Калужской области
от ответчиков Министерства лесного хозяйства Калужской области
Индивидуального предпринимателя Потемкина Геннадия Сергеевича |
Радионова С.А. - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области (уд. ТО N 187220 от 20.04.2015) Левова И.В. - представитель (дов.N ВМ-2390-14 от 30.12.2014, сроком до 31.12.2015) Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства Калужской области, г.Калуга, на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А23-870/2015,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Калужской области, г.Калуга, обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением в интересах Российской Федерации к министерству лесного хозяйства Калужской области, г.Калуга (ОГРН 1114027002385) и индивидуальному предпринимателю Потемкину Геннадию Сергеевичу, г.Киров Калужской области (ОГРНИП 306402315600011) о признании дополнительных соглашений N 1 от 25.08.2011, N 2 от 03.09.2012, N 3 от 14.01.2013, N 4 от 11.11.2013 к договору аренды лесного участка N 273 от 24.11.2009, недействительными.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.06.2015 (судья Сафонова И.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить жалобу без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Представитель ответчика - Министерства лесного хозяйства Калужской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Ответчик - ИП Потемкин Г.С., извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд округа не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя предпринимателя, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 24.11.2009 между министерством природных ресурсов Калужской области (арендодателем) - правопреемник министерство лесного хозяйства Калужской области и ИП Потемкиным Г.С. (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 273, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 8058,0 га с местоположением: Калужская область, Кировский район, ГУ "Людиновское лесничество", Бережковское участковое лесничество (КДП "им.Димитрова") - квартала N 3,6; (КДП "Лосинское") - квартала N 1,2,5,6,8,9,10,12; (КДП "им.Ленина" - квартала N 1-3,9-18; (КДП "Бережки") - квартала N 7,8,20-33; (КДП "Воскресенское") - квартал N 1-6,9-11, 14, 17-19; (КДП "Коммунар") - квартала N 1,2,69,12-17,20-30; (КДП "М. Зимницкое" - квартала N 2-4; Красноборское участковое лесничество - квартала N 105, 108, 110-112. Кадастровый номер участка 8-2009-11.
Согласно п.5 договора арендная плата составляет 771 486 руб. 66 коп. в год (увеличение на 5 %).
В силу п.6 договора ответчик вносит арендую плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 1 месяца истцу документы, подтверждающие произведённую оплату. Оплата производится ежеквартальными равными частями до 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п.20 договора срок его действия 15 лет с момента государственной регистрации договора.
24.11.2009 лесной участок был передан ответчику по акту приема-передачи N 273.
15.01.2010 договор прошел обязательную процедуру государственной регистрации в управлении Федеральной регистрационной службы по Калужской области.
Из аукционной документации следует, что договор аренды лесного участка от 24.11.2009 N 273 заключен по результатам проведения аукциона, в котором принимали участие несколько лиц.
Согласно протоколу N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка с целью передачи в аренду для заготовки древесины по лоту от 17.11.2009 N 2, по лоту N 2 победителем аукциона стал Потемкин Г.С., предложивший наибольший размер арендной платы - 771 486 руб. 66 коп. (увеличение на 5 %).
В соответствии с аукционной документацией среднегодовой объем использования лесов составляет 6,9 тыс. куб. м.
Приказом министерства природных ресурсов Калужской области от 19.05.2010 N 228-10 утверждено заключение государственной экспертизы N 135 по проекту освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ИП Потемкину Г.С. в ГУ "Людиновское лесничество".
25.08.2011 между министерством лесного хозяйства Калужской области и предпринимателем было заключено дополнительное соглашение N 1, которым были внесены изменения в п.п.5 и 6 договора аренды лесного участка от 24.11.2009 N 273.
Соглашением был изменен размер арендной платы, которая составила 1 668 752 руб. в год (210% к ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений), внесены изменения в порядок оплаты арендной платы, согласно которому оплата производится ежеквартально равными частями до 25 числа месяца отчетного периода.
Внесены изменения в приложения N 3 и N 4 договора, путем изложения их в новой редакции.
10.10.2011 дополнительное соглашение зарегистрировано в управлении Росреестра по Калужской области.
03.09.2012 между министерством лесного хозяйства Калужской области и ИП Потемкиным Г.С. было заключено дополнительное соглашение N 2.
В п.1 соглашения стороны установили, что в целях обеспечения безопасности в лесах, локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней леса, выявленных на арендованном лесном участке в кварталах N 28 (выделы 6,7), N 29 (выделы 1,5,6,7) Бережковского участкового лесничества ГКУ КО "Людиновское лесничество", выполнить санитарно-оздоровительные мероприятия путем вырубки погибших лесных насаждений на общей площади 50 га с их последующим лесовосстановлением в 2013-2014 годах.
Пунктами 2,3 дополнительного соглашения предусмотрено, что при выполнении санитарно-оздоровительных мероприятий в дополнение к ежегодному объему заготовки древесины, установленному договором аренды от 24.11.2009 N 273, заготовить древесину в объеме, согласно приложению N 3 к дополнительному соглашению.
В связи с увеличением годового объема заготовки древесины дополнительно оплатить арендную плату согласно приложению N 4 к дополнительному соглашению (установлена арендная плата в сумме 1 617 992 руб., которую необходимо оплатить до 20.12.2012).
19.09.2012 дополнительное соглашение зарегистрировано в управлении Росреестра по Калужской области.
14.01.2013 между министерством лесного хозяйства Калужской области и ИП Потемкиным Г.С. было заключено дополнительное соглашение N 3.
В п.1 соглашения стороны установили, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней леса, выявленных на арендованном лесном участке в кварталах N 25 (выделы 1,3), N 27 (выдел 10), N 28 (выдел 3), N 31 (выделы 8.180, N 95 (выдел 26) Бережковского участкового лесничества ГКУ КО "Людиновское лесничество", выполнить санитарно-оздоровительные мероприятия путем вырубки погибших лесных насаждений на общей площади 42,8 га с внесением необходимых изменений в проект освоения лесов и обязательным лесовосстановлением вырубленных площадей.
Пунктами 2,3 дополнительного соглашения предусмотрено, что при выполнении санитарно-оздоровительных мероприятий в дополнение к ежегодному объему заготовки древесины, установленному договором аренды от 24.11.2009 N 273, заготовить древесину в объеме, согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению.
В соответствии с увеличением годового объема заготовки древесины дополнительно оплатить арендную плату согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению (установлена арендная плата в сумме 1 505 150 руб. 54 коп.).
24.01.2013 дополнительное соглашение зарегистрировано в управлении Росреестра по Калужской области.
11.11.2013 между министерством лесного хозяйства Калужской области и ИП Потемкиным Г.С. было заключено дополнительное соглашение N 4.
В п.1 соглашения стороны установили, что в связи с необходимостью ликвидации и локализации очагов короеда-типографа, выявленных на арендованном лесном участке, потерей товарных качеств древесины, изменением общего объема заготовки древесины и размера арендной платы, внести изменения в приложения N 3 и N 4 к договору аренды лесного участка от 24.11.2009 N 273, изложив их на 2013 год с учетом дополнительного соглашения от 14.01.2013 N 3 в новой редакции.
Согласно приложению N 3 объем заготовки древесины предусмотрен в размере 35 974 куб. м., а в приложении N 4 размер арендной платы на 2013 год предусмотрен в размере 3 347 827 руб. 08 коп.
20.11.2013 дополнительное соглашение зарегистрировано в управлении Росреестра по Калужской области.
Из письма министерства лесного хозяйства Калужской области от 06.02.2015 следует, что у ИП Потемкина Г.С. имеется задолженность по внесению арендной платы по состоянию на 01.01.2015 в размере 2 028 753 руб. 08 коп.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные дополнительные соглашения заключены в нарушение ст.74 ЛК РФ и ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст.74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч.7 ст.53.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, изменение размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, то есть как понижение, так и повышение ее размера, как по соглашению сторон или же по требованию одного из участников по договору, по существу противоречит ч.2 ст.74 ЛК РФ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1021-0 указано, что ч.2 ст.74 ЛК РФ направлена на недопустимость - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного ч.7 ст.53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.7 ст.53.7 ЛК РФ, в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со ст.9 настоящего Кодекса.
Между тем, доказательств осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации в материалах дела не имеется, при этом, выполнение мероприятий по ликвидации и локализации очагов короеда-типографа, к таковым не относится.
Ссылка ответчика на возможность изменения арендной платы в порядке, предусмотренном п.15 договора аренды от 24.11.2009 N 273, обоснованно не принята во внимание судебными инстанциями, поскольку противоречит положениям ст.74 ЛК РФ.
Позиция ответчиков о необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде вырубки поврежденных лесных насаждений, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Подпунктом "з" п.11 договора аренды и приложением N 6 к нему осуществление предпринимателем санитарно-оздоровительных мероприятий в виде вырубки поврежденных лесных насаждений не предусмотрено.
Из положений ст.ст.19, 55 ЛК РФ, п.п.4, 5 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 следует, что выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется либо арендатором, если такие обязанности внесены в договор, либо органами государственной власти путем размещения заказов на выполнение этих работ. Лесным кодексом РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений) не предусматривалось внесение изменений в договор аренды, заключенный на торгах, в связи с необходимостью проведения санитарных мероприятий.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 15.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А23-870/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.