Требование: о признании незаконным бездействия по уплате налогов
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Калуга |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А09-10216/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от государственного унитарного предприятия "Брянсккоммунэнерго" (241007, г. Брянск, ул. Дуки, д. 78, ОГРН 1043244003582, ИНН 3250054100) |
Виноградова Д.А. - представителя (дов. от 05.10.2015 б/н, пост.) Пудрова Ю.А. - представителя (дов. от 23.09.2015 б/н, пост.) |
от инспекции ФНС России по г. Брянску (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008)
|
Селюковой Е.А. - представителя (дов. от 11.01.2013 N 3, пост.) Прохоренковой Е.А. - представителя (дов. от 05.10.2013 б/н, пост.) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2015 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А09-10216/2014,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции ФНС России по г. Брянску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившееся в невозврате предприятию излишне взысканного налога на прибыль за 2009 год в размере 12 532 795 руб., пени по налогу на прибыль в размере 10 831 675 руб. и штрафов в размере 9 755 910 руб.; об обязании инспекции произвести возврат государственному унитарному предприятию "Брянсккоммунэнерго" излишне взысканных сумм налога на прибыль за 2009 год в размере 12 532 795 руб., пени по налогу на прибыль в размере 10 831 675 руб. и штрафов в размере 9 755 910 руб.; об обязании начислить и уплатить заявителю проценты на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в размере 19 141 564 руб. (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов в части удовлетворения заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области, правопреемником которой является инспекция, по итогам выездной налоговой проверки ГУП "Брянсккоммунэнерго" принято решение от 20.04.2012 N 41 о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения, предлагающее уплатить, в том числе недоимку по налогу на прибыль за 2009 и 2010 годы в сумме 103 097 739 руб., пени по данному налогу в сумме 14 404 953 руб. и штрафы в размере 10 309 775 руб. На основании данного решения инспекцией выставлено требование об уплате налога от 10.07.2012 N 13044.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2013 по делу N А09-8899/2012 вышеуказанные решение и требование налогового органа признаны недействительными в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 538 650 руб., пени по налогу на прибыль в размере 857 698 руб., штрафа в размере 553 865 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
После принятия данного решения в связи с предоставлением предприятием уточненных налоговых деклараций, в том числе по налогу на прибыль организаций за период 2009-2012 годы, инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка ГУП "Брянсккоммунэнерго" с одновременной проверкой обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления), в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, и 27.03.2013 принято решение N 66 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением ГУП "Брянсккоммунэнерго" доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом, в том числе налог на прибыль организаций в сумме 617 136 руб., предприятию доначислены налоги, заявленные налогоплательщиком к уменьшению, в том числе налог на прибыль в сумме 62 780 045 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа, в том числе по налогу на прибыль в сумме 4 869 220 руб., начислены пени, в том числе по налогу на прибыль в сумме 12 782 549 руб., а также уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 479 514 970 рублей, а также выставлено требование от 13.06.2013 N 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, доначисленным по итогам выездной налоговой проверки.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области от 06.06.2013 решение инспекции от 27.03.2013 N 66 изменено, в связи с чем изложено в следующей редакции:
- доначислить суммы неуплаченных (излишне уплаченных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: налог на добавленную стоимость - 320 548 рублей, налог на прибыль организаций - 617 136 рублей;
- признать необоснованным произведенные уменьшения по налогу на добавленную стоимость в сумме 198 659 246 рублей, по налогу на прибыль в сумме 62 780 045 рублей;
- привлечь ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС - (37 154 049 рублей) 18 577 024 рублей, за неуплату налога на прибыль - (9 738 441 рублей) 4 869 220 рублей;
- начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 27.03.2013 по НДС - 44 763 470 рублей, по налогу на прибыль - 12 782 549 рублей;
- уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 479 514 970 рублей;
- уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению по НДС в размере 115 135 833 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 по делу N А09-5430/2013 (с учетом постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014) решение налогового органа от 27.03.2013 N 66 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 617 136 руб., признания необоснованным произведенных уменьшений налога на прибыль в размере 62 780 045 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 4 869 220 руб., начисления пени по налогу на прибыль в размере 12 782 549 руб., уменьшения убытков по налогу на прибыль за 2009 год в размере 107 465 493 руб., за 2010 год в размере 372 049 477 руб., предложения уплатить сумму налогов, пеней и штрафов, а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, а также в указанных суммах признано недействительным требование налогового органа от 13.06.2013 N 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
19.05.2014 налогоплательщиком в налоговый орган подано заявление N 1/06-1373 о возврате излишне взысканного (уплаченного) налога, согласно которому предприятие просило налоговый орган, в связи с вступлением в законную силу вышеуказанных решений арбитражного суда, возвратить ему излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 103 097 739 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 404 953 руб. и штраф по налогу на прибыль в сумме 10 309 775 руб.
Письмом от 22.05.2014 N 08-51/11313 инспекция сообщила об отсутствии возможности произвести возврат излишне взысканного (уплаченного) налога, поскольку в карточке лицевого счета налогоплательщика переплата отсутствует, предложила произвести сверку расчетов, а также указала, что суммы переплаты по налогу на прибыль, в соответствии с заявлением от 07.05.2014 были зачтены в счет уплаты задолженности по налогу на добавленную стоимость.
В связи с неосуществлением налоговым органом возврата излишне взысканного налога, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы России по Брянской области с жалобой от 10.07.2014 N 1/06-2298, в которой просил признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне взысканного налога на прибыль за 2009 год и 2010 год, излишне взысканных сумм пеней и штрафов, а также просил обязать инспекцию произвести возврат данных излишне взысканных сумм налога на прибыль за 2009 год и 2010 год в размере 103 097 739 рублей, пени по данному налогу в размере 14 404 953 рублей и штрафов в размере 10 309 775 рублей на расчетный счет налогоплательщика, начислить и уплатить проценты на сумму излишнее взысканных налогов, пеней и штрафов.
Управлением Федеральной налоговой службы России по Брянской области по итогам рассмотрения данной жалобы было принято решение от 04.08.2014 N 2.15-07/09112, в котором вышестоящий налоговый орган в удовлетворении жалобы отказал, указав при этом, что по заявлению налогоплательщика от 07.05.2014 налоговым органом осуществлен зачет переплаты по налогу на прибыль в размере 76 408 400 руб. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с бездействием налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды обеих инстанций исходили из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2013 по делу N А09-5430/2013 установлен факт отсутствия у налогоплательщика прибыли в 2009-2010 годах, при этом по результатам первой выездной налоговой проверки, с учетом решения суда от 20.03.2013 по делу N А09-8899/2012, сумма доначислений к уплате составила налог на прибыль в размере 97 559 089 руб., пени в размере 13 547 255 руб., штрафы в размере 9 755 910 руб., возврат которых налоговым органом не произведен.
С учетом того, что инспекция, рамках рассмотрения настоящего дела, осуществила возврат налогоплательщику излишне взысканного налога на прибыль организации в размере 85 026 294 руб. (за 2009 год - 21 493 099 руб., за 2010 год - 63 533 195 руб.) и излишне взысканной пени в размере 2 715 579 руб., суды пришли к выводу о необходимости возврата предприятию излишне взысканного налога на прибыль за 2009 год в сумме 12 532 795 руб., излишне взысканных пени - 10 831 675 руб. и штрафов - 9 755 910 руб. с начислением процентов за период с 15.09.2012 по 11.03.2015 в сумме 19 141 564 руб.
Суд кассационной инстанции находит вывод судов не основанным на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями ст. 79 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 79 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 Кодекса.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Согласно п. 3 ст. 79 Кодекса в случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 Кодекса).
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2013 по делу N А09-8899/2012 признаны недействительными решение инспекции от 20.04.2012 N 41 и требование от 10.07.2012 N 13044 в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 538 650 руб., пени по налогу на прибыль в размере 857 698 руб., штрафа в размере 553 865 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 по делу N А09-5430/2013 решение налогового органа от 27.03.2013 N 66 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 617 136 руб., признания необоснованным произведенных уменьшений налога на прибыль в размере 62 780 045 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 4 869 220 руб., начисления пени по налогу на прибыль в размере 12 782 549 руб., уменьшения убытков по налогу на прибыль за 2009 год в размере 107 465 493 руб., за 2010 год в размере 372 049 477 руб.
Таким образом указанными судебными актами признано необоснованным доначисление налогоплательщику налога на прибыль за 2009-2010 г.г. в сумме 68 935 831 руб., пени по налогу - 13 640 247 руб., штрафа - 5 423 085 руб.,
Иные обстоятельства, связанные с излишней уплатой или взысканием спорного налога судами не устанавливались.
В связи с чем вывод судов о том, что согласно вышеуказанным судебным актам налогоплательщику подлежал возврату налог на прибыль в сумме 97 559 089 руб., пени в размере 13 547 255 руб. и штрафы в размере 9 755 910 руб. противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, судами не учтено и не дана оценка тому обстоятельству, что по заявлению налогоплательщика от 07.05.2014 налоговым органом осуществлен зачет переплаты по налогу на прибыль в размере 76 408 400 руб. в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.
В нарушение требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не дана оценка представленного предприятием расчета процентов за период с 15.09.2012 по 11.03.2015.
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
По решению инспекции от 20.04.2012 N 41 с налогоплательщика взыскано 103 097 739 руб. налога на прибыль, 14 404 953 руб. - пени и 10 309 775 руб. штрафных санкций, что сторонами не оспаривалось. Указанное решение признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 538 650 руб., пени по налогу на прибыль в размере 857 698 руб., штрафа в размере 553 865 руб.
Доказательства списания доначисленных сумм налога на прибыль, пени и штрафов по решению инспекции от 27.03.2013 N 66 в материалах дела отсутствуют.
Между тем, в представленном налогоплательщиком расчете пени указаны суммы налога, пени и штрафов, не соответствующие суммам налога, пени и штрафов, признанными незаконно доначисленными судебными актами по делам N N А09-8899/2012 и А09-5430/2013.
При таких обстоятельствах, решение и постановление судов в части удовлетворения заявления налогоплательщика, как принятые по неисследованным, имеющим существенное значение для разрешения спора обстоятельствам, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А09-10216/2014 в части удовлетворения заявленных государственным унитарным предприятием "Брянсккоммунэнерго" требований отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.