г. Калуга |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А64-7446/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 22.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Шильненковой М.В. Егоровой С.Г. Козелкина И.И. |
при участии в заседании
от истца: от ответчика: от третьего лица: |
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКП "Тамбовский пороховой завод" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А64-7446/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания", ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247, (далее - ОАО "ТОСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания", ОГРН1056882285129, ИНН 6829010210, (далее - ОАО "ТЭСК") о взыскании 4 010 642,35 руб., в том числе: 3 938 470, 68 руб. задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения от 30.12.2009 N 1433/09 за период с мая по октябрь 2014 года, 72 171,67 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.06.2014 по 14.11.2014 и с 15.11.2014 по день фактической оплаты суммы долга исходя из ставки рефинансирования в размере 8,25 %. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод". Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2014 (судья Краснослободцев А.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Колянчикова Л.А., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2015 оставлено без изменения. Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ФКП "Тамбовский пороховой завод" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2014 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015. В представленном отзыве на кассационную жалобу ОАО "ТОСК" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа. ОАО "ТОСК" и ПАО "ТЭСК" заявлены письменные ходатайства о рассмотрении дела без своего участия. Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей истца, ответчика и третьего лица. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 30.12.2009 между ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (энергосбытовая организация) заключен договор энергоснабжения N 1433/09, согласно условиям которого ОАО "ТОСК" обязалось осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ОАО "ТЭСК" - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором. Дополнительным соглашением от 01.11.2011 N 9 в перечень точек поставки электрической энергии внесена точка поставки ФКП "Тамбовский пороховой завод" (потребитель ответчика). 10.04.2009 ОАО "ТОСК" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 6800/00169/09, согласно которому исполнитель обязуется оказывать потребителю, в интересах которого заказчик заключил настоящий договор, услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а заказчик - оплачивать оказанные услуги в согласованном порядке. Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год" утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области в двух вариантах: одноставочном и двухставочном. Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 N 260-э на 2014 год также утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области в двух вариантах. Энергопринимающие устройства ФКП "Тамбовский пороховой завод" имеют присоединение к энергетическим установкам производителя электрической энергии (ОАО "Квадра"-"Восточная генерация"), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 25.06.2012, подписанным ОАО "Квадра"-"Восточная генерация" и ФКП "Тамбовский пороховой завод". Граница раздела балансовой принадлежности установлена на нижних клеммах линейных разъединителей ячейки N 5, N 9, N 15 и N 36 отходящих кабельных линий. Ссылаясь на то, что поставленная ОАО "ТОСК" в период с мая по октябрь 2014 года в интересах ФКП "Тамбовский пороховой завод" электрическая энергия (мощность) на сумму 50 365 155,68 руб. оплачена ОАО "ТЭСК" лишь частично в размере 46 426 685,00 руб., что привело к образованию задолженности в размере 3 938 470, 68 руб., ОАО "ТОСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В силу п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электроэнергетики подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов). Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 настоящего Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178) также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N3. Указанные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам. Пунктом 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов. Так, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня. На основании абзаца 1 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам. Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации (абзац 2 пункт 81 Основ ценообразования). Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра". С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования. На 2014 год единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии также утверждены в двух вариантах приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 N 260-э. Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям. В абзаце 20 пункта 97 Основных положений N 442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 750) также императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом в случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория. Исходя из системного анализа указанных положений законодательства, оказанные опосредованно присоединенным потребителям услуги по передаче электроэнергии оплачиваются только по двухставочным тарифам. Конечная стоимость электрической энергии подлежит определению в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или шестой ценовым категориям. Согласно абзацу 24 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электроэнергии или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче. Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается актами N К0003859 от 31.05.2014, N К0004655 от 30.06.2014, N К0005454 от 31.07.2014, N К0006214 от 31.08.2014, N К0007034 от 30.09.2014, N К0007380 от 31.10.2014 и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Спорная сумма задолженности составляет разницу между применением ответчиком одноставочного тарифа при расчетах и двухставочного тарифа, примененного истцом. Как следует из абзацев 11-15 пункта 81 Основ образования N 1178 по общему правилу право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования предоставляется потребителям. Тарифы устанавливаются одновременно одноставочном и двухставочном вариантах. В последнем случае одна ставка отражает удельную величину расходов на содержание электрических сетей, другая - используется для возмещения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочный тариф определяется на основе ставок двухставочного тарифа и устанавливается в соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2 в расчете на один киловатт-час электрической энергии. Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (далее - потребители на генераторном напряжении), оплачивают услуги только в части ставки на содержание сетей (пункт 55 Методических указаний N 20-э/2). Из указанных правовых норм следует, что возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределятся условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя. Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать эти услуги по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе. Полномочиями по утверждению тарифа наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Субъекты электроэнергетики обязаны применять тарифы в соответствии с решениями регулирующих органов и не вправе самостоятельно их изменять. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 310-эс15-10907, от 22.08.2014 N 305-ЭС14-73, от 06.03.2015 по делу N 306-эс15-234, от 08.05.2015 N 310-ЭС14-8432. Довод кассатора о том, что судом неверно установлен факт опосредованного присоединения энергопринимающих устройств ответчика к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра", документально не подтвержден и опровергается установленными по делу обстоятельствами на основании приобщенных в материалы дела доказательств. В ходе рассмотрения настоящего дела ФКП "ТПЗ" не отрицало, что весь объем электрической энергии получало из сетей производителя электроэнергии. При рассмотрении дела N А64-3575/2914 также было установлено, что ФКП "ТПЗ" является потребителем, энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации ОАО "МРСК Центра" через энергетические установки производителя электроэнергии. Кроме того, в рамках дела N А64-3283/06-9 по спору Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" с ОАО "Тамбовская сбытовая компания" по размеру оплаты электрической энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", арбитражными судами было установлено, что при поставке по договору энергоснабжения всего объема электроэнергии с оптового рынка потребителю (ФКП "Тамбовский пороховой завод"), подключенному к шинам распределительного устройства электростанции, потребитель должен оплачивать услуги по передаче электроэнергии (определение ВАС РФ от 01.11.2007 N13101/07). Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать услуги по передаче электроэнергии по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе. Субъекты электроэнергетики обязаны применять тарифы в соответствии с решениями регулирующих органов и не вправе самостоятельно их изменять. Выбор потребителей ограничивается нормативными предписаниями, обязательными к применению в отношениях между всеми субъектами электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2014 по делу N А14-9373/2913). Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, руководствуясь вышеизложенными правовыми нормами, арбитражный суд обоснованно признал правомерным применение истцом двухставочного варианта тарифа, удовлетворив заявленные требования. Все доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов и обоснованно ими отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Следует отметить, что оспаривая принятые решение и постановление, ФКП "Тамбовский пороховой завод" в суде апелляционной инстанции каких-либо возражений относительно принятого арбитражным судом области решения не заявляло. Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка и по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в связи с чем переоценка доказательств не входит в компетенцию суда округа. Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, не установлено. Руководствуясь ст.287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |
| |
|
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А64-7446/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.