г.Калуга |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А09-14693/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от открытого акционерного общества "Брянское" по племенной работе (ОГРН 1053235500053, ИНН 3245000998, Брянская область, село Супонево, ул.Советская, 12, 241520); |
|
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г.Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241050); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2015 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-14693/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянское" по племенной работе (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление), изложенного в сообщении от 29.10.2014 N 02/025/2014-450, в государственной регистрации перехода права собственности на имущество - здание столярки, назначение - нежилое, 1 этаж, общей площадью 154, 8 кв. м, инвентарный номер 12/030/16, лит А, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, Супоневский с/с, с. Супонево, ул. Советская, д. 12, и понуждении Управления произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный объект недвижимости к Обществу в установленный законом срок.
Решением суда от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, у него отсутствовали предусмотренные положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основания для регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимого имущества - здание столярки общей площадью 154,8 кв.м., назначение: нежилое, 1 этаж, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, Супоневский с/с, с.Супонево, ул.Советская, д.12, на основании договора купли-продажи от 10.09.2014, подписанного между ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" (продавцом) и Обществом (покупателем), так как на дату подачи заявления о его государственной регистрации общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" ликвидировано.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, обществом с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" (продавец) в лице Приходько В.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 08.08.2014 серии 32 АБ 0799469, и открытым акционерным обществом "Брянское" (покупатель) в лице генерального директора Писарева А.П. 10.09.2014 заключен договор, в соответствии с условиями которого продавец продал, а покупатель купил за 100000 рублей одноэтажное нежилое здание (столярка) общей площадью 154,8 кв.м, инвентарный номер 12/030/16, лит.А, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, Супоневский с/с, с.Супонево, ул.Советская, д.12.
11.09.2014 общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" и открытое акционерное общество "Брянское" обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Со стороны ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" заявление было подписано Приходько В.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 08.08.2014, а со стороны ОАО "Брянское" Писаревым А.П.
К заявлению со стороны ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" были приложены следующие документы: доверенность от 08.08.2014 на имя Приходько А.П., договор купли-продажи от 10.09.2014, акт приема-передачи от 10.09.2014.
Управление 29.09.2014 приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости до 29.10.2014 на основании п.1 ст.19 Закона N 122-ФЗ со ссылкой на то, что по состоянию на 08.08.2014 (дату выдачи доверенности на продажу) и на 10.09.2014 (дату подписания представленного к регистрации договора) ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем" было ликвидировано по решению налогового органа на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа", а поэтому не обладало правоспособностью, не могло заключать сделки, давать доверенности и осуществлять иные юридически значимые действия.
В уведомлении от 29.09.2014 N 02/025/2014-450 Обществу предлагалось до 29.10.2014 представить в Управление дополнительные доказательства правомочия продавца ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Брянскплем".
Управлением 29.10.2014 вынесено решение, изложенное в сообщении N 02/025/2014-450, об отказе в государственной регистрации здания столярки, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с.Супонево, ул.Советская, д.12; кад.N :32:02:0410101:42, на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ по основаниям, изложенным в решении о приостановлении государственной регистрации от 29.09.2014.
Полагая, что данный отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что заявителем в материалы дела представлены предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества от 11.03.2013 б/н, по условиям которого ООО "Сельскохозяйственное предприятие Брянскплем" обязалось передать Обществу спорное недвижимое имущество, а также акт приема-передачи от 15.03.2013 и квитанция от 15.03.2013 N 23, свидетельствующие об исполнении сторонами условий договора.
Между тем, суд не учел следующего.
В соответствии с абз.10 п.1 ст.20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 9 названного Закона к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, выдача информации о зарегистрированных правах.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктом 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, предусмотрено, что при проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется, в том числе, проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) моментом государственной регистрации юридического лица признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату внесения сведений в ЕГРЮЛ).
При ликвидации юридического лица происходит полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
В данном случае Управлением в порядке межведомственного взаимодействия был отправлен запрос в орган налоговой службы о предоставлении сведений о продавце указанной недвижимости в форме выписки из ЕГРЮЛ. Согласно полученных сведений ООО "Сельскохозяйственное предприятие Брянскплем" 29.03.2013 исключено из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, по состоянию на 08.08.2014 (дату выдачи доверенности на продажу) и на 10.09.2014 (дату подписания представленного к регистрации договора) ООО "Сельскохозяйственное предприятие Брянскплем" не обладало правоспособностью, а поэтому не могло заключать сделки, давать доверенности и осуществлять иные юридически значимые действия.
Для государственной регистрации перехода права собственности на указанный объект необходимо было предоставить дополнительные доказательства правомочия продавца ООО "Сельскохозяйственное предприятие Брянскплем", для чего государственная регистрация была приостановлена по решению регистратора на основании п.1 ст.19 Закона о регистрации, в указанные в уведомлении сроки дополнительные документы в Управление не поступили, в связи с чем заявителю правомерно было отказано в государственной регистрации на основании абзаца 10 п.1 ст.20 Закона N 122-ФЗ.
Поскольку на регистрацию права представлялись документы: договор купли-продажи от 10.09.2014, акт приема-передачи 10.09.2014, доверенность от 10.09.2014, а не представлялся предварительный договор от 11.03.2013, акт приема-передачи от 15.03.2013, квитанция от 15.03.2013 N 23, то регистрирующим органом в соответствии со статьями 16, 17, 19, 20 Закона N 122-ФЗ был соблюден порядок приостановления государственной регистрации прав и отказа в ней.
Следовательно, оспариваемое решение Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, отвечает требованиям Закона N 122-ФЗ. Кроме того, отказ в регистрации права не является для Общества бесповоротным юридическим фактом для обращения в Росреестр за государственной регистрацией прав на спорный объект недвижимости.
Учитывая, что судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А09-14693/2014 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Брянское" по племенной работе о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в государственной регистрации перехода права собственности, изложенного в сообщении от 29.10.2014 N 02/025/2014-450, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.