г.Калуга |
|
4 декабря 2015 г. |
Дело N А14-10657/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 04.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ОКС Левобережник" (ОГРН 1033600026492, ИНН 3663001195, Ленинский пр-т, 61а, г.Воронеж, 394004) - Сорокина В.С. (директор, протокол от 04.09.2012 N 17), Кожевникова Е.И. (дов. от 15.01.2015),
от Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882, ул. Плехановская, 10, г.Воронеж, 394018) - Солтанова М.Ш. (дов. от 30.12.2014 N 1907),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А14-10657/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОКС Левобережник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) от 01.08.2014 N 2562537 в выдаче разрешения на строительство и обязании Администрацию выдать обществу разрешение на строительство группы жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е, в соответствии с представленной проектной документацией.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая, что эксперт при подготовке заключения по судебной строительно-технической экспертизе должен был руководствоваться Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку обоснования нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций Администрацией не приведено.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ОКС Левобережник" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206019:56 площадью 42702,0 кв. м с разрешенным использованием "под многоквартирные жилые дома с котельными, канализационными насосными станциями, насосными станциями водоснабжения, распределительными подстанциями, трансформаторными подстанциями и линейными объектами" по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е на основании договора аренды от 21.02.2011 N 1564-11/гз и дополнительного соглашения от 27.11.2012.
24.07.2014 ООО "ОКС Левобережник" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство группы жилых домов по вышеуказанному адресу, представив пакет документов, в том числе, копию градостроительного плана земельного участка N RU36302000-3915 от 22.04.2014, копию приказа заместителя главы администрации по градостроительству от 22.04.2014 N 362 об утверждении градостроительного плана, положительные заключения экспертизы N 1-1-1-0099-13, N 2-1-1-0002-14 на объект капитального строительства - группа жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения жилых домов и др.
Письмом от 01.08.2014 N 2562537 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, обосновав его непредставлением обществом утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья.
Полагая, что данный отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство группы жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, проект организации строительства объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), либо их несоответствии требованиям закона.
По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, непредставление обществом утвержденного проекта планировки территории к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено.
При таких обстоятельствах и исходя из положений части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая нарушение прав общества в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно признали отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным как не соответствующий требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что при проведении судебной строительно-технической экспертизы проектно-сметной документации на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г. Воронеже эксперт должен был руководствоваться Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области" отклоняются судом округа, оспоренный отказ в выдаче разрешения на строительство был мотивирован только отсутствием проекта планировки территории, каких либо замечаний к представленному обществом пакету документов у администрации не имелось.
Кроме того, Приказ департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374 официально опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 13.01.2015 и вступил в законную силу с момента опубликования (с 13.01.2015). Из текста приказа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия.
Поскольку предмет экспертного исследования - проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г. Воронеже была разработана и утверждена до издания и вступления в силу приказа от 29.12.2014 N 61-02-03/374, и отказ в выдаче разрешения на строительство также был выдан обществу до вступления приказа в законную силу, указанный документ не подлежит применению к правоотношениям сторон и эксперт не должен был руководствоваться данным приказом.
Выводы судов по делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 по делу N А14-10657/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.