г. Калуга |
|
22 декабря 2015 г. |
Дело N А68-1182/2015 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
Егорова Е.И. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 3, ОГРН 1027700201352, ИНН 7705454461) |
Борисовой И.В. - представителя (дов. от 22.11.2013 71 ТО 0559184, пост.) Воловик Л.С. - представителя (дов. от 24.09.2015 N а1v/49, пост.) Михайлова И.А. - представителя (дов. от 06.06.2013 N 01-43, пост.) |
от инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505)
от правительства Тульской области (300041, г. Тула, Проспект Ленина, д. 2) |
Мухтаровой Ю.А. - представителя (дов. от 31.12.2014 N 03-07/12011, пост.)
Демидовой А.В. - представителя (дов. от 10.11.2015 N 38, пост.) |
от администрации города Тулы (300041, г. Тула, Проспект Ленина, д. 2) |
Старостиной Н.С. - представителя (дов. от 16.10.2013 N 69, пост.) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А68-1182/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - ОАО "СО ЕЭС", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (далее - инспекция, налоговый орган) от 08.08.2014 N 1440 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тульской области, администрация муниципального образования города Тулы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 08.08.2014 N 1440 признано недействительным в части привлечения ОАО "СО ЕЭС" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 575 руб. 26 коп. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки представленной ОАО "СО ЕЭС" налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, составлен акт проверки от 07.05.2014 N 965 и принято решение от 08.08.2014 N 1440, о доначислении земельного налога за 2013 год в сумме 93 480 руб., пени в сумме 3 650 руб. 39 коп., применении штрафа в сумме 575 руб. 26 коп.
Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о занижении обществом суммы земельного налога за 2013 год в размере 93 480 руб. в отношении участков с кадастровыми номерами 71:30:050209:64 и 71:30:050209:87, в результате необоснованного применения налогоплательщиком при расчете налога кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Тульской области N 715 от 18.12.2012, подлежащей применению для целей налогообложения в соответствии со ст. 5 НК РФ с 01.01.2014 года.
Решением Управления ФНС России по Тульской области от 13.11.2014 N 07-15/16126 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая спор и частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дали им правильную оценку.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Судами установлено, что постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 (далее - постановление N 715) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N1, N2, N3, в связи с чем были частично отменены или изменены результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением правительства Тульской области от 28.12.2009 N 1007 (далее - постановление N 1007).
В соответствии с постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
В данном постановлении не указано о том, что оно имеет обратную силу, распространяет свое действие на прошлые налоговые периоды, а также на то, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (в редакции, действовавшей по состоянию на 01.01.2013)
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановление N 715 опубликовано в газете "Тульские известия" 27.12.2012, в связи с чем предусмотренный пунктом 1 статьи 5 НК РФ месячный срок истек 27.01.2013. В нем отсутствует указание на то, что данный нормативный акт имеет обратную силу и распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013.
С учетом изложенного, суды пришели к правильному выводу о том, что для целей налогообложения постановление N 715 действует с 01.01.2014.
Поскольку в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало постановление N 1007, инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2013 год в отношении спорных земельных участков, исходя из кадастровой стоимости, определенной этим постановлением.
Довод общества о том, что пени за несвоевременную уплату не подлежали начислению на основании пункта 8 статьи 75 НК РФ, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку полученные обществом от органа кадастрового учета справки о имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков не являются разъяснениями о порядке исчисления и уплаты земельного налога за спорный период, а дача разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не относится к компетенции органа кадастрового учета.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие позицию общества, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 по делу N А68-1182/2015, оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.