г. Калуга |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А08-5307/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца Администрация Старооскольского городского округа: |
не явились, извещены надлежаще, |
от УФК по Белгородской области:
от РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации: |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А08-5307/2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области (далее также - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (далее также - ответчики) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 1 081 413 руб. убытков, связанных с предоставлением жилого помещения гражданке Козловой К.В.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, Департамент финансов и бюджетной политики по Белгородской области, Министерство регионального развития Российской Федерации (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 в удовлетворении исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области отказано в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 отменено. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области взыскано 1 081 413 руб. убытков. В удовлетворении исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Суд исходил из того, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию данных полномочий предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о выделении в спорный период из федерального бюджета финансовых средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидам Белгородской области.
Вместе с тем при вынесении судебных актов указанные нормы права учтены не были, порядок формирования и расходования объема субвенций, выделенных из федерального бюджета Белгородской области, судами не проверен.
Арбитражными судами двух инстанций не исследовался вопрос о том, что Белгородской области были выделены в 2012 и в 2013 годах федеральные субвенции на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при этом, как утверждает уполномоченный орган Российской Федерации, в бюджете субъекта Российской Федерации имеются остатки неиспользованных средств, не подлежащих возврату в федеральный бюджет, за счет которых и подлежит удовлетворению заявленное требование.
При новом рассмотрении определением арбитражного суда от 19.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Белгородская область в лице Правительства Белгородской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2015 в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по настоящему делу, удовлетворив исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ убытков в сумме 1 081 413 руб., составляющих рыночную стоимость жилого помещения, предоставленного инвалиду Козловой К.В., в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 12.11.2015 рассмотрение кассационной жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области отложено на "26" ноября 2015 года на 9 часов 15 минут.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2015 рассмотрение кассационной жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области отложено на 21 декабря 2015 года на 15 час. 00 мин.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2015 на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шильненковой М.В. на судью Сладкопевцеву Н.Г.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Козлова Ксения Владимировна, (страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378), Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 1230 от 06.04.2011 включена в список на внеочередное предоставление жилой площади.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 22.05.2012 по делу N 2-1397/2012 на Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность предоставить Козловой Ксении Владимировне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 30.08.2012 решение от 22.05.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Старооскольского городского округа - без удовлетворения.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между Администрацией Старооскольского городского округа и Козловой Ксенией Владимировной заключен договор социального найма N 54 от 25.04.2013 жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, а именно однокомнатной квартиры общей площадью 30,53 кв. м по адресу г. Старый Оскол, м-н. Лебединец, д. 11, кв. 8.
Согласно отчету N 04-000376/2 от 20.05.2013, составленному оценщиком Старооскольской торгово-промышленной палаты, рыночная стоимость предоставленной Козловой Ксении Владимировне квартиры по состоянию на 25.04.2013 составляет 1 081 413 руб.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются для муниципального образования Старооскольский городской округ убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, Администрация Старооскольского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды с учетом указаний суда кассационной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определены отношения, регулируемые гражданским законодательством, в соответствии с п. 1 которой гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими или иные обязательства, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).
В свою очередь Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными отношениями признаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17.06.2004 года N 12-П разъяснил, что конституционные предписания об отнесении к ведению Российской Федерации финансового регулирования и о самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах предоставленных им финансовых полномочий получили конкретизацию в федеральном, в том числе бюджетном законодательстве.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность средств субъектов Российской Федерации, влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Тем самым предопределяется публично-правовой характер регулирования бюджетных отношений, выступающих в качестве экономического выражения суверенитета государства, материальной основы осуществления публичных функций и полномочий функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, деятельность которых как публичных субъектов в силу статей 1 (ч. 1), 4 (ч. 2), 15 (ч.ч. 1,2), 66 (ч.ч. 1,2), 76 (ч.ч. 1, 2, 5) Конституции Российской Федерации должна осуществляться в финансово-бюджетной сфере исключительно на правовых основаниях и в пределах, дозволенных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию данных полномочий предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций является прерогативой Правительства Российской Федерации, а определение формы и порядка предоставления указанной социальной поддержки указанной категории граждан отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о выделении в спорный период из федерального бюджета финансовых средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидам Белгородской области.
Размер субвенций определялся ежегодно и устанавливался соответствующими нормативными правовыми актами (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что Федеральным законом N 357-ФЗ на указанные цели денежные средства Белгородской области были предусмотрены в размере 36 227, 6 тыс. руб.,- обязанность по перечислению субвенций в отношении Белгородской области исполнена в полном объеме; Федеральным законом N 371-ФЗ на указанные цели денежные средства Белгородской области также предусмотрены в размере 39 601, 7 тыс. руб., обязанность по перечислению субвенций в отношении Белгородской области исполнена в полном объеме; Федеральным законом N 216-ФЗ на указанные цели денежные средства Белгородской области также предусмотрены в размере 37 295,4 тыс. руб., обязанность по перечислению субвенций в отношении Белгородской области также исполнена в полном объеме.
Факт выделения из федерального бюджета финансовых средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан Белгородской области в 2011 году - 36 227 600 руб., в 2012 году - 39 601 700 руб., в 2013 году - 37 295 400 руб., подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями N 80 от 02.02.2011, N 61 от 26.01.2012, N 677 от 21.01.2013.
Отчетами об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субвенций на 01.01.2013, на 01.01.2014, представленными УФК по Белгородской области, подтверждается, что неиспользованный остаток прошлых лет на 01.01.2013 составил 6 147 302,86 руб., на 01.01.2014 - 10 754 302,86 руб., исходя из чего, суд пришел к обоснованному выводу, что из федерального бюджета финансовые средства на обеспечение жильем отдельных категорий граждан Белгородской области выделены в достаточном объеме.
Таким образом, арбитражными судами было учтено, что недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели по материалам дела документально не подтверждена, в связи с чем, правовых оснований для взыскания за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 1 081 413 руб., суды не установили.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 07.10.2015 N 303-ЭС15-9208, от 19.10.2015 N 309-ЭС15-9501.
Исходя из вышеизложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Белгородской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных актов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана надлежащая правовая оценка, при разрешении спора суды применили нормы права, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А08-5307/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.