г.Калуга |
|
29 января 2016 г. |
Дело N А36-1446/2014 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Шельф-2000", Московская обл., г.Домодедово, ОГРН 1035000904586 от заинтересованных лиц - ФГБУ РАН", г.Москва, ОГРН 1027739820393 ФАНО России, г.Москва, ОГРН 5137746009462 МИФНС N 5 по Липецкой области, г.Липецк, ОГРН 1044800073977 от третьих лиц - ФГУП "Сенцовское" ФАНО России, Липецкая обл., с.Сен-цово, ОГРН 1024800691486 |
не явились
не явились
не явились
не явились
не явились |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" на определение Арбитражного суда Липецкой области от 23.07.2015 (судья Дегоева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынникова В.А., Осипова М.Б.) по делу N А36-1446/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шельф-2000" (далее - ООО "Шельф-2000") и общество с ограниченной ответственностью "НПК ЭЛЬВИДА" (далее - ООО "НПК ЭЛЬВИДА") обратились в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным приказа Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия, РАСХН) от 07.05.2013 N 41 "О реорганизации ФГУП "Сенцовское" Россельхозакадемии" (далее - унитарное предприятие) и об обязании Российской Федерации в лице Федерального агентства научных организаций (далее - ФАНО) устранить допущенные нарушения прав обществ путем возложения обязанности принять решение об отмене приказа от 07.05.2014 N 41; о признании недействительной государственной регистрации прекращения деятельности государственного научного учреждения "Елецкая опытная станция по картофелю" (далее - научное учреждение) при его реорганизации в форме присоединения; о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Липецкой области (далее - налоговая инспекция) от 25.02.2014 о внесении в ЕГРЮЛ записей за государственными регистрационными номерами (ГРН) 2144813002387 о государственной регистрации прекращения деятельности научного учреждения в результате реорганизации в форме присоединения и 2144813002398 о государственной регистрации реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения и об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав обществ и внести в ЕГРЮЛ записи о недействительности записей за ГРН 2144813002387 и ГРН 2144813002398.
Решением от 09.09.2014 суд удовлетворил заявленные требования и признал недействительными оспариваемый приказ РАСХН, государственную регистрацию прекращения деятельности научного учреждения при его реорганизации в форме присоединения; незаконными решения налоговой инспекции от 25.02.2014 N 110 о внесении в ЕГРЮЛ записей за ГРН 2144813002387 и ГРН 2144813002398; обязал налоговую инспекцию в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ записей о недействительности записей за ГРН 2144813002387 и 2144813002398. Кроме того, судом взысканы судебные расходы с РАСХН и налоговой инспекции.
В связи с тем, что 09.01.2015 Россельхозакадемия исключена из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности по причине реорганизации путем присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" (далее - РАН), ООО "Шельф-2000" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о замене РАСХН на РАН и о взыскании 100000 руб. судебных расходов, понесенных им при рассмотрении настоящего дела, в том числе 35 000 руб. с налоговой инспекции, 25 000 руб. - с ФАНО, 40 000 руб. - с РАН.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 23.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена РАСХН на правопреемника - РАН.
В кассационной жалобе РАН просит отменить определение от 23.07.2015 и постановление от 05.11.2015, ссылаясь на то, что она не является правопреемником РАСХН в части наделения функциями и полномочиями учредителя в отношении организаций, подведомственных РАСХН, эти функции и полномочия переданы ФАНО.
В отзыве на кассационную жалобу ФАНО просило оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что ФАНО не является полным правопреемником всех прав и обязанностей РАСХН.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. ФАНО и РАН ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Произведя замену РАСХН на правопреемника - РАН, суды сослались на пункт 1 Устава ФГБУ "Российская академия наук", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 N 589, согласно которому РАН является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с ч.3, ч.9 ст.18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 253-ФЗ) Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций. Положения настоящей части не распространяются на Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций (далее - Положение о ФАНО). Пунктом 2 Постановления установлено, что ФАНО является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ.
В силу ч.3 ст.2 Закона N 253-ФЗ, пункта 11 Устава ФГБУ "Российская академия наук" предметом деятельности РАН является обеспечение преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с п.5.3.1 Положения о ФАНО последнее осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Как указано выше, общество "Шельф-2000" и общество "НПК ЭЛЬВИДА" оспаривали в суде приказ РАСХН о реорганизации подведомственных ему организаций.
Учитывая, что при реорганизации РАСХН и присоединении РАСХН к РАН не все права и обязанности РАСХН были переданы РАН, а было создано ФАНО, к которому перешла часть прав и обязанностей РАСХН (в том числе и РАН), судам следовало выяснить, кому переданы права и обязанности в отношении организаций, ранее подведомственных РАСХН, кто теперь является их учредителем, а, значит, может решать вопросы об их реорганизации, входит ли в полномочия РАН решение вопросов о реорганизации организаций, ранее подведомственных РАСХН.
Учитывая, что это имеет существенное значение для решения вопроса о правопреемственности между РАСХН и РАН в отношении ранее подведомственных РАСХН организаций, но суды этого не выяснили, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обжалуемые определение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п.3ч.1ст.287, ч.1ст.288, ст.ст.289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Липецкой области от 23.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А36-1446/2014 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.