Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 февраля 2003 г. N КА-А40/276-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Эксклюзив" (далее - ООО "Фирма "Эксклюзив") 1.000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам названного фонда за 4 квартал 2001 года.
Решением от 10.10.02 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Решением от 13.05.02 N 1003/1005 МРО ФСС России привлекло ООО "Фирма "Эксклюзив" к ответственности в виде штрафа в сумме 1.000 руб. на основании ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за непредставление в установленный срок расчетной ведомости за 4 квартал 2001 года. Упомянутая ведомость представлена 28.03.02.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в суд с заявлением о взыскании его в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении данного заявления, Арбитражный суд г. Москвы исходил из пропуска органом социального страхования срока давности взыскания штрафа. При этом указал, что нарушение установленного срока представления отчетности (сведений) в ФСС РФ России имеет место в момент его истечения. То обстоятельство, что непредставление ведомостей за 4 квартал 2001 года не было своевременно выявлено, не признано судом в качестве основания для продления срока давности взыскания штрафа за выявленное правонарушение.
Суд кассационной инстанции считает верным сделанный по настоящему делу вывод первой судебной инстанции и не усматривает предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого по делу акта суда.
В соответствии со ст. 8 вышеупомянутого Федерального закона взыскание штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности (сведений) в исполнительный орган ФСС России производится в порядке, предусмотренном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
В силу ст. 115 названного Кодекса требование о взыскании санкций может быть заявлено не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 37 постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1. Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, о нарушении обществом срока представления отчетности за 4 квартал 2001 года органу социального страхования должно было стать известно в январе 2002 года. С заявлением о взыскании штрафа последний обратился в суд в сентябре 2002 года.
В связи с чем суд кассационной инстанции считает правильным вывод Арбитражного суда города Москвы об истечении срока давности взыскания санкций.
Утверждение в жалобе о том, что днем обнаружения правонарушения является дата представления обществом расчетной ведомости (28.03.02) неверно. Как указывалось выше, данное правонарушение, исходя из его характера, считается совершенным на следующий день после истечения установленного срока представления отчетности, а не с момента его обнаружения МРО ФСС России.
Кроме того, статья 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающая ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд, распространяется на правоотношения возникшие в 2002 году.
За несвоевременное представление отчетности за 2001 год не может быть применена ответственность, установленная вышеназванным законом, поскольку в 2001 году это деяние не признавалось правонарушением.
Данный вывод корреспондирует ст. 54 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием Федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете".
В ст. 6 этого Закона записано, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 14.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в тот же день был опубликован в "Российской газете" и вступил в силу в части, касающейся установления ответственности, в общеустановленном порядке 25.02.02.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "от 11 февраля 2002 г."
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.02 по делу N А40-36880/02-117-486 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2003 г. N КА-А40/276-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании