9 февраля 2016 г. |
Дело N А64-325/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
|||
судей |
Егорова Е.И. |
|||
|
Радюгиной Е.А. |
|||
при участии в заседании:
|
не явился, извещен надлежаще
Черенкова В.И. - представитель, дов. от 29.12.15г. N 05-23/033500 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г.Тамбову на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.15г. (судьи Н.А.Ольшанская, Т.Л.Михайлова, М.Б.Осипова) по делу N А64-325/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черняков Владимир Александрович (далее - Предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.Тамбову (далее - налоговый орган) от 26.04.13г. N 18-24/12.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.14г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда отменено, заявление Предпринимателя удовлетворено - оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.08.15г. постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
По результатам нового рассмотрения дела постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления Предпринимателя.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт от 27.03.13г. N 18-24/12).
Решением УФНС России по Тамбовской области от 12.07.13г. N 05-11/77 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Предприниматель обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Предпринимателя, суд первой инстанции указал на то, что Предпринимателем пропущен установленный ст.198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания ненормативного правового акта налогового органа - началом течения данного срока суд посчитал дату вручения Предпринимателю почтового отправления, которым в его адрес была направлена копия решения УФНС России по Тамбовской области по его апелляционной жалобе (28.08.13г.). Заявление об оспаривании решения налогового органа было подано Предпринимателем в суд 27.01.14г.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что установленный ст.198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания ненормативного правового акта налогового органа Предпринимателем не пропущен, указав на то, что направленное в адрес Предпринимателя заказное письмо с копией решения УФНС России по Тамбовской области не было получено Предпринимателем по уважительной причине - в связи с тем, что он в этот период времени проживал по месту жительства жены в г.Котовск Тамбовской области. Установленный ст.198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания ненормативного правового акта налогового органа суд апелляционной инстанции исчислял, начиная с 30.11.13г., т.е. с момента получения Предпринимателем повторно направленной в его адрес копии решения УФНС России по Тамбовской области. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и рассмотрел заявление Предпринимателя по существу.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда апелляционной инстанции о том, что установленный законом срок для обращения в суд Предпринимателем не пропущен,сделанным на основании неправильного толкования норм материального права.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судами обеих инстанций, ходатайство о восстановлении пропущенного срока Предпринимателем в установленном законом порядке не завлялось в связи с тем, что он не считал данный срок пропущенным.
Между тем, при разрешении данного вопроса суду необходимо было руководствоваться следующим.
Согласно п.1 ст.101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Положениями п.4 ст.31 НК РФ определено, что формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с п.5 ст.31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Форма заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
Данному праву соответствуют предусмотренные подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанности налоговых органов вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц, а также направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно п.1 ст.84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:
фамилия, имя, отчество;
дата и место рождения;
пол;
место жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
данные о гражданстве.
Пунктом 4 той же статьи определено, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.
Постановлением Правительства РФ "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 26.02.04г. N 11 утверждены "Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" (далее - Правила), пунктами 2 и 3 которых определено, что реестр, включающий в себя государственные базы данных учета налогоплательщиков, ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее - налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы. Реестр содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (с указанием идентификационного номера налогоплательщика, а также кода причины постановки на учет для организаций), согласно приложению.
В соответствии с п.4 Правил постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений о создании (в том числе путем реорганизации) организации, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - государственные реестры).
Внесение изменений в сведения об организациях или индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства.
Снятие с учета организации при ликвидации, прекращении деятельности в результате реорганизации, прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа осуществляется в налоговом органе по месту нахождения ликвидированного (прекратившего деятельность, исключенного) юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц.
Снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в случае его смерти, осуществляется в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация Предпринимателя в налоговом органе была осуществлена по адресу 392000, г.Тамбов, ул.Московская, д.33, корп.44, кв.21, за ОГРНИП 314682906500073.
Копия решения налогового органа от 26.04.13г. N 18-24/12 была получена Предпринимателем именно по указанному адресу.
В апелляционной жалобе на данное решение в УФНС России по Тамбовской области (т.1 л.д.77) Предпринимателем также был указан данный адрес.
Каких-либо доказательств того, что Предприниматель в установленном п.5 ст.31 НК РФ порядке уведомлял налоговый орган либо УФМС России по Тамбовской области о наличии иного адреса для направления ему документов, в материалах дела на имеется.
Таким образом, копия решения УФНС России по Тамбовской области от 12.07.13г. N 05-11/77 была направлена в адрес Предпринимателя заказным почтовым отправлением своевременно - 17.07.13г., и в силу прямого указания п.4 ст.31 НК РФ датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, т.е. 23.07.13г.
При таких обстоятельствах вывод правомерным является вывод суда первой инстанции о пропуске Предпринимателем установленного законом срока для оспаривания решения налогового органа в судебном порядке, что при отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Данный вывод соответствует правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Решение ВАС РФ от 14.07.10г. по делу N ВАС-3953/10) и Верховного Суда Российской Федерации (Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.15г. N 50).
С учетом изложенного, кассационная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2015 года по делу N А64-325/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24 сентября 2014 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Каких-либо доказательств того, что Предприниматель в установленном п.5 ст.31 НК РФ порядке уведомлял налоговый орган либо УФМС России по Тамбовской области о наличии иного адреса для направления ему документов, в материалах дела на имеется.
Таким образом, копия решения УФНС России по Тамбовской области от 12.07.13г. N 05-11/77 была направлена в адрес Предпринимателя заказным почтовым отправлением своевременно - 17.07.13г., и в силу прямого указания п.4 ст.31 НК РФ датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, т.е. 23.07.13г.
При таких обстоятельствах вывод правомерным является вывод суда первой инстанции о пропуске Предпринимателем установленного законом срока для оспаривания решения налогового органа в судебном порядке, что при отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Данный вывод соответствует правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Решение ВАС РФ от 14.07.10г. по делу N ВАС-3953/10) и Верховного Суда Российской Федерации (Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.15г. N 50)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2016 г. N Ф10-2188/15 по делу N А64-325/2014
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2188/15
15.10.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1990/14
13.08.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2188/15
23.04.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1990/14
24.09.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-325/14
15.05.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1990/14
20.02.2014 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-325/14