г. Калуга |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А09-7836/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Козеевой Е.М. |
Судей |
Лупояд Е.В. |
|
Савиной О.Н. |
При участии в заседании:
от ООО "Славянский гранит":
от Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области
|
не явились, извещены надлежаще;
Терешок М.П. - представитель по доверенности N 2 от 11.01.2016
Худякова М.А. - представитель по доверенности N 3 от 11.01.2016 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Славянский гранит" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу N А09-7836/2015,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2015 (судья Садова К.Б.) удовлетворено заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Брянской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Славянский гранит" (далее - ООО " Славянский гранит ", общество).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи: Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, директор ООО "Славянский гранит" Дидковский А.Ф. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что допущенное в ходе деятельности ООО "Славянский гранит" нарушение, состоящее в ненахождении общества по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не может быть отнесено к числу грубых нарушений, которые носят неустранимый характер и повлекли за собой какие-либо негативные последствия, в связи с чем, не является достаточным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители уполномоченного органа просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 3 статьи 284 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие заявителя кассационной жалобы, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Центрального округа).
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей налогового органа, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым решение суда области и апелляционное постановление оставить без изменения в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ООО "Славянский гранит" образовано 24.01.2002 с присвоением основного государственного регистрационного номера 1033265004959; состоит на налоговом учете в инспекции ФНС России по г. Брянску, адрес (место нахождения) юридического лица (до 18.11.2015): г. Брянск, переулок Осовиахима, д. 1А. Единственным учредителем (участником) и директором общества является Дидковский Анатолий Федорович.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.12.2014 по делу N А09-7637/2014, вступившим в законную силу, суд обязал общество и Дидковского А.Ф. исполнить обязательства по совершению регистрационных действий путем подачи в инспекцию: заявления по форме Р14001, заявления Панкратова Игоря Евгеньевича от 11.04.2014 о выходе из состава участников общества, протокола (решения) о выходе Панкратова И.Е. из состава участников общества.
24.03.2015 в налоговую инспекцию от ИФНС России по г. Брянску поступила информация о том, что с обществом отсутствует связь по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Согласно акту обследования от 23.03.2015 и письма единственного собственника административного здания, расположенного по адресу: пер. Осоавиахима, д. 1А, г. Брянск, - ОАО "Брянскзооветснаб", договор аренды нежилого помещения с обществом не заключался, организация по вышеуказанному адресу отсутствует.
Инспекцией по адресу места нахождения юридического лица и по адресу места жительства директора и участника Дидковского А.Ф. были направлены уведомления о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения общества (письма от 23.03.2015 N 03-23/02822, от 09.04.2015 N 03-23/03408)
Однако вся почтовая корреспонденция была возвращена в адрес инспекции с отметкой почты: "истек срок хранения", "организация по данному адресу не значится".
Ссылаясь на то, что ООО "Славянский гранит" не находится по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению суда округа, удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций в полном объеме исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу о том, что государственная регистрация является недостоверной, поскольку по адресу, указанному при государственной регистрации, общество не располагается. При этом арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что общество по вышеуказанному адресу не находится, предпринимательскую деятельность по данному адресу не осуществляет.
Действующим законодательством предусматривается, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в случае, если при его создании были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (подпункты 1 и 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, при наличии информации о том, что отраженный в ЕГРЮЛ адрес юридического лица является недействительным, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу и его участникам уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 от 30.07.2013, согласно которому фактическое отсутствие юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах, свидетельствует о грубом нарушении подпункта "в" пункта 1 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, как правильно отмечено судами, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица нарушает требования закона, права и законные интересы неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о юридическом лице и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, создает негативные последствия для налоговых правоотношений.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, установив, что общество по вышеуказанному месту регистрации не располагается, его учредитель никаких мер по исправлению выявленных нарушений не принял, адрес фактического места нахождения изменен и внесен в ЕГРЮЛ не был, суды первой и апелляционной инстанций сочли основания для ликвидации ООО "Славянский гранит" установленными и доказанными, в связи с чем, правомерно удовлетворили заявление уполномоченного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у судов не имелось оснований для ликвидации общества, не могут быть приняты судом округа во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, полагая их принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права, и не нарушающими права и законные интересы заявителя жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу N А09-7836/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.М. Козеева |
Судьи |
Е.В. Лупояд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, при наличии информации о том, что отраженный в ЕГРЮЛ адрес юридического лица является недействительным, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу и его участникам уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 от 30.07.2013, согласно которому фактическое отсутствие юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах, свидетельствует о грубом нарушении подпункта "в" пункта 1 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 марта 2016 г. N Ф10-896/16 по делу N А09-7836/2015