город Калуга |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А14-4890/2015 |
Резолютивная часть определения объявлена 29.03.2016.
Определение изготовлено в полном объеме 04.04.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. Шильненковой М.В. |
|
|
при участии в заседании:
от истца ООО "ГИПА"
от ответчика МБУ ГО г. Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района"
от ответчика муниципальное образование ГО г. Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации ГО г. Воронеж
от третьего лица ООО "Виктория"
от третьего лица ООО "ВАЛЕНТА"
|
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А14-4890/2015,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГИПА" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" о взыскании 97 265 руб. 46 коп. задолженности по оплате оказанных услуг, 1 448 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.01.2015 по 31.03.2015.
Также истец просил при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении у МБУ "Комбинат благоустройства Левобережного района", возложить субсидиарную ответственность на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Оспаривая законность обжалуемых судебных актов, муниципальное образование "Городской округ г. Воронеж" в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части возложения на данного ответчика субсидиарной ответственности.
При этом заявитель жалобы указывает на то, что в силу положений п. 5 ст.123.22 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора, у собственника имущества бюджетного учреждения отсутствовала обязанность нести субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Виктория" (исполнитель) и Муниципальным казенным предприятием городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (правопредшественник ответчика) 05.06.2014 был заключен договор на оказание услуг N 1/7, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по устной заявке заказчика оказать автоуслуги собственными, иными, а также силами привлеченных лиц с транспортом, а заказчик обязался оплачивать эти услуги по факту оказания услуги, согласно актам выполненных работ.
Согласно п. 3.1 договора, его цена определяется согласно приложению N 1 и составляет 97 265 руб. 46 коп. Оплата производится по факту выполнения работ по мере поступления средств целевого финансирования из бюджета г. Воронеж (п. 2.3 договора).
Начало действия договора: с 05.06.2014 по 17.06.2014 (п. 4.1 договора).
Во исполнение заключенного договора ООО "Виктория" оказало МУП ГО г. Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" автоуслуги, что подтверждается материалами дела, в том числе актом оказания услуг, подписанными заказчиком без возражений относительно объемов и качества оказанных услуг, и МБУ ГО г. Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" не оспорено.
Стоимость оказанных услуг составила 97 265 руб. 46 коп. Встречное обязательство по оплате оказанных в спорном периоде услуг в сроки и порядке, предусмотренные договором, МКП ГО г. Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" не исполнило.
Между ООО "Виктория" (цедент) и ООО "ВАЛЕНТА" (цессионарий) 01.10.2014 был заключен договор уступки права требования N 2, в соответствии с условиями которого цедент уступает, а цессионарий принимает право требования с Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (должник) сумму по предоставлению техники для оказания услуг по договору, в том числе, по договору N 1/7 05.06.2014.
На основании п. 1.2. договора к цессионарию переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права.
Согласно п. 2.1. договора, с момента заключения договора цессионарий приобретает, а цедент утрачивает все права, предусмотренные действующим законодательством для кредиторов, по взысканию долга, указанного в разделе 1 договора.
Как усматривается из материалов дела, 20.01.2015 между ООО "ВАЛЕНТА" (цедент) и ООО "ГИПА" (цессионарий) заключен договор уступки права требования N 2, по условиям которого цедент уступает, а цессионарий принимает права требования, связанные с долговыми обязательствами Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (ОГРН 1113668020531, ИНН 3662164920), правопреемником которого является Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" (ОГРН 1153668001376, ИНН 3662990764), именуемого в дальнейшем "Должник", - сумму долга, возникшую на основании, в том числе, договора N 1/7 05.06.2014.
На основании п. 1.2. договора к цессионарию переходят все права, обеспечивающие исполнение обязательства, в том числе (но не исключительно) право требования уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, также другие связанные с требованием права.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение МБУ ГО г. Воронеж "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" обязательств по оплате оказанных услуг, истец, начислив проценты за пользование чужими денежными средствами, обратился в суд с настоящим иском.
Возлагая на муниципальное образование "Городской округ г. Воронеж" в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж субсидиарную ответственность по обязательствам, возникшим из неисполнения договора на оказание услуг N 1/7 от 05.06.2014, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Размер задолженности муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района" сторонами не оспаривается.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 2220 от 10.12.2014 Муниципальное казенное предприятие городского округа г. Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района" было реорганизовано в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района". Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серия 36 N 003675681 от 15.01.2015 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района, за основным государственным регистрационным номером 1153668000584.
Уставом муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района предусмотрено, что учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж (пункт 1.4 устава). Имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Воронеж и закрепляется за ним на праве оперативного управления (пункт 3.1 устава).
В силу статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 115 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества несет собственник имущества предприятия.
Как установлено арбитражным судом, на момент заключения договора стороной обязательства являлось муниципальное казенное предприятие.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, учитывая, что на момент заключения договора на оказание услуг N 1/7 от 05.06.2014 основным должником являлось муниципальное казенное предприятие, в силу чего в соответствии со ст. 115 ГК РФ истцу (кредитору) были предоставлены особые гарантии, предусматривающие возможность привлечения собственника предприятия к субсидиарной ответственности в случае ненадлежащего исполнения должником обязательств.
Спорная задолженность в размере 97 265 руб. 46 коп. года возникла в связи с ненадлежащим исполнением основным должником в лице муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района".
Факт универсального правопреемства, в результате которого муниципальное казенное предприятие было преобразовано в бюджетное учреждение, не может лишить кредитора возможности привлечения собственника к субсидиарной ответственности.
Иное свидетельствовало бы о нарушении установленного законом принципа баланса экономических интересов сторон договора и ущемлении прав кредитора.
С учетом изложенного суд правомерно указал, что в случае недостаточности денежных средств у основного должника - муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Комбинат благоустройства Левобережного района" для погашения взысканной суммы задолженности, она подлежит взысканию с субсидиарного ответчика - муниципального образования городской округ город Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А14-4890/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.