Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июля 2003 г. N КГ-А41/4692-03
(извлечение)
Прокурор Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Одинцовского района Московской области, финансово-казначейскому управлению Одинцовского района и небанковской кредитной организации Закрытое акционерное общество "Центральная расчетная палата" (далее НКО ЗАО "ЦРП") о признании недействительным, на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации договора банковского счета от 26 декабря 2001 года N 765, заключенного между НКО ЗАО "ЦРП" и финансово-казначейским управлением Одинцовского района в нарушение пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
До принятия судебного акта Прокурор Московской области заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об исключении из числа ответчиков Администрации Одинцовского района.
Данное ходатайство судом первой инстанции удовлетворено.
Решением от 04 февраля 2003 года в иске отказано. В отношении Администрации Одинцовского района производство по делу прекращено.
Решение мотивировано тем, что 99% акций НКО ЗАО "ЦРП" принадлежит Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области, следовательно, НКО ЗАО "ЦРП" является уполномоченной кредитной организацией Московской области; постановлением Губернатора Московской области от 22 марта 2000 года N 9 ШГ "Об обслуживании счетов областного бюджета" кассовое исполнение счетов областного бюджета возложено на Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Московской области, его расчетные кассовые центры и НКО ЗАО "ЦРП". НКО ЗАО "ЦРП" в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 22 сентября 2000 года N 338-ПГ "О НКО ЗАО "ЦРП"", является расчетно-клиринговой организацией по Московской области. Открытие бюджетного счета в уполномоченной кредитной организации Московской области не противоречит Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", предусматривающему возможность осуществления кредитными организациями операций со средствами бюджетов и расчеты с ними; согласно ст. 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае речь идет не о доходном счете бюджета, поскольку субвенция подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем средств. В связи с этим оспариваемый договор не противоречит требованиям п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 08 мая 2003 года решение от 04 февраля 2003 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокурор Московской области просит отменить решение от 04 февраля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 08 мая 2003 года, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии обжалуемых судебных актов суд неправильно применил нормы материального права, в том числе пункт 2 статьи 155, пункт 2 статьи 156, статью 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушил пункт 12 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что при наличии на территории Одинцовского района учреждения Банка России, договор банковского счета от 26 декабря 2001 года N 765 заключен с нарушением пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу лицами, участвующими в деле не представлены.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Прокурора Московской области поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель НКО ЗАО "ЦРП" возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что счет, открытый у него Финансово-казначейским управлением Одинцовского района Московской области не может считаться бюджетным счетом, а поэтому при заключении оспариваемого договора требования п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушены не были.
Финансово-казначейское управление Одинцовского района Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2001 года между НКО ЗАО "ЦРП" и Финансово-казначейским управлением Одинцовского района Московской области (клиент) был заключен договор банковского счета N 765. В силу пункта 1.1 указанного договора его предметом является открытие клиенту бюджетного счета N 40204810200000100765 в валюте Российской Федерации - рублях для осуществления операций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации Банк России обслуживает счета бюджетов.
Кредитные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации выполняют функции Банка России, предусмотренные п. 2 статьи 155 названного кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
На территории Одинцовского района Московской области имеется учреждение Банка России, что подтверждается договором от 14 декабря 2000 года, заключенным между Центральным Банком Российской Федерации в лице расчетно-кассового центра города Одинцово Главного управления Центрального Банка Российской Федерации и муниципальным финансово-казначейским управлением Одинцовского района.
Невозможность выполнения расчетно-кассовым центром функций по обслуживанию бюджетного счета N 40204810200000100765 документально не подтверждена.
При таких условиях указанный счет бюджета должен быть открыт в этом учреждении.
При наличии на территории Одинцовского района Московской области учреждения Банка России счета бюджета должны открываться в этих учреждениях.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Так как договор банковского счета от 26 декабря 2001 года N 765 заключен с нарушением требований закона, он в силу названной нормы является ничтожным.
Довод НКО ЗАО "ЦРП" о том, что счет открытый в соответствии с оспариваемым договором не может считаться счетом бюджета опровергается содержанием договора банковского счета от 26 декабря 2001 года N 765 и материалами дела.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применил нормы материального права, а потому решение от 04 февраля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 08 мая 2003 года подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Резолютивная часть постановление объявлена в судебном заседании 10 июля 2003 года.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04 февраля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 08 мая 2003 года по делу N А41-К1-17959/02 Арбитражного суда Московской области отменить.
Признать недействительным договор N 765 от 26 декабря 2001 года банковского счета, заключенный между НКО ЗАО "Центральная расчетная палата" и Финансово-казначейским управлением Одинцовского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2003 г. N КГ-А41/4692-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании