г.Калуга |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А68-1573/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.04.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ахромкиной Т.Ф. |
Судей |
Крыжской Л.А. |
|
Лупояд Е.В. |
При участии в заседании: |
|
от Администрации МО Ясногорский район |
Сидорова А.В. - представитель (дов. N 959 от 12.02.2016, срок 3 года); |
от иных лиц, участвующих в деле |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу КБ "Первый экспресс" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу N А68-1573/2015,
УСТАНОВИЛ:
Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район (далее - истец, Собрание представителей) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Коммерческому банку "Первый экспресс" (открытое акционерное общество) в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - банк) и Администрации муниципального образования Ясногорский район (далее - администрация) с требованием о признании недействительным договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) от 20.09.2012, заключенного между ОАО Коммерческий банк "Первый экспресс" и Администрацией муниципального образования Ясногорский район; о применении последствий недействительности сделки в виде снятия обременения по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) от 20.09.2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Теплоцентр", ООО "Расчетно-кассовый центр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
Решением суда от 22.05.2015 (судья А.П. Морозов) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован пропуском истцом срока исковой давности.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 (судьи: Е.И. Можеева, М.В. Токарева, М.М. Дайнеко) указанное решение отменено. Признан недействительным договор о залоге недвижимого имущества (договор об ипотеке) от 20.09.2012, заключенный между ОАО Коммерческий банк "Первый Экспресс" и администрацией муниципального образования Ясногорский район. Применены последствия недействительности сделки в виде снятия обременения по договору ипотеки от 20.09.2012 и прекращения ипотеки объекта недвижимости - части встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 14, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 кадастровый (условный) номер 71-71-23/002/2010-592, адрес объекта, Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9. С ОАО КБ "Первый Экспресс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 9 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом апелляционной инстанции, КБ "Первый экспресс" (ОАО) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции кассатор указывает на то, что Банк "Первый экспресс" не знал об ограничениях полномочий Главы администрации на заключение договора об ипотеке. Также заявитель жалобы указал на пропуск срока исковой давности в соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ. По его мнению, данный срок следует начинать исчислять с момента государственной регистрации оспариваемого договора, т.е. с 26.09.2012.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации МО Ясногорский район, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 20.09.2012 между КБ "Первый экспресс" (ОАО) (банк) и ООО "Теплоцентр" (заемщик) заключено кредитное соглашение N 049/12 ЯЛ, по условиям которого банк обязуется предоставить заемщику кредит в сумме кредитной линии с лимитом задолженности 5 000 000 рублей на пополнение оборотных средств и финансирование текущей хозяйственной деятельности, а заемщик обязуется возвратить полученный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением (пункт 1.1 договора).
В обеспечение обязательств ООО "Теплоцентр" по кредитному соглашению от 20.09.2012 N 049/12 ЯЛ между КБ "Первый экспресс" (ОАО) и Администрацией муниципального образования "Ясногорский район" 20.09.2012 заключен договор о залоге недвижимого имущества (договор об ипотеке).
От имени Администрации муниципального образования "Ясногорский район" договор от 20.09.2012 подписал глава Администрации муниципального образования "Ясногорский район".
Согласно пункту 1.2 договора залогодатель передает, а залогодержатель принимает в качестве предмета залога принадлежащее залогодателю на праве собственности имущество: "часть встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2,3,14, 21, 22, 23, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, кадастровый (условный) номер объекта 71-71- 23/002/2010-592, адрес объекта: Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9.
Договор о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 26.09.2012 за номером 71-71-23/024/2012- 302.
Согласно пункту 1 статьи 19 Устава МО "Ясногорский район" (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления Ясногорского района составляют: представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район; Глава муниципального образования Ясногорский район; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального образования Ясногорский район; контрольно-счетный орган муниципального образования Ясногорский район - ревизионная комиссия муниципального образования Ясногорский район.
В соответствии со статьей 22 Устава к исключительной компетенции Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район относятся, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
Глава муниципального образования Ясногорский район является высшим должностным лицом муниципального образования Ясногорский район и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования Ясногорский район исполняет полномочия председателя Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район (статья 26 Устава).
Согласно статье 29 Устава глава администрации руководит администрацией МО Ясногорский район.
Глава администрации муниципального образования Ясногорский район в пределах своей компетенции по руководству администрацией: представляет администрацию муниципального образования Ясногорский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, от имени администрации муниципального образования Ясногорский район заключает договоры и соглашения (статья 32 Устава).
Согласно пункту 3 статьи 50 Устава Собрание представителей МО Ясногорский район устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.
Решением Ясногорской районной Думы II созыва от 18.02.2004 N 199 утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом МО "Ясногорский район" (далее - Положение).
Из пункта 2.7 Положения следует, что Администрация МО "Ясногорский район" осуществляет, в том числе, функции залогодателя муниципального имущества Согласно пункта 7.1 Положения залог объектов муниципальной собственности может осуществляться для обеспечения: обязательств муниципального образования "Ясногорский район"; обязательств муниципальных унитарных предприятий; иных обязательств, в исполнении которых заинтересовано муниципальное образование "Ясногорский район".
Пунктом 7.3 Положения определено, что решение о залоге муниципального имущества принимает Глава МО "Ясногорский район".
Из положений пункта 8.7 Положения следует, что отчуждение муниципального имущества МО "Ясногорский район" путем совершения иных сделок (не указанных в пунктах 8.2- 8.6 Положения) осуществляется на основании решения районной Думы в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность главы администрации и администрации МО "Ясногорский район" регулируется Положением об администрации МО Ясногорский район (далее Положение об администрации), утвержденным решением Собрания представителей МО Ясногорский район от 16.04.2007 N 143.
Пунктом 11 указанного Положения определено, что Администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению всех вопросов местного значения, предусмотренные Уставом, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Собрания представителей.
Согласно статье 14 Положения об администрации, Администрация управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности МО Ясногорский район.
Из положений статьи 39 данного Положения следует, что Администрация может от своего имени заключать любые сделки гражданско-правового характера в пределах своей компетенции.
Учитывая вышеизложенное, судами был сделан вывод о том, что решение о залоге муниципального имущества должно было приниматься Собранием представителей. Лицами, участвующими в деле, данный вывод не оспаривается.
Из материалов дела следует, что право собственности на предмет залога - часть встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2,3,14, 21, 22, 23, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, кадастровый (условный) номер объекта 71-71-23/002/2010-592, адрес объекта: Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9, зарегистрировано за Муниципальным образованием Ясногорский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2010 за номером N 71-АГ 102349.
Собранием представителей, а также Главой муниципального образования Ясногорский район решение о передаче в залог КБ "Первый Экспресс" (ОАО), в качестве обеспечения исполнения ООО "Теплоцентр" своих обязательств по кредитному соглашению N 049/12 ЯЛ от 20.09.2012, муниципального имущества - часть встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2,3,14, 21, 22, 23, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, кадастровый (условный) номер объекта 71-71-23/002/2010-592, адрес объекта: Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9, не принималось.
В данном случае, указанное решение принято главой администрации муниципального образования Ясногорский район (постановление от 19.09.2012 N 2071 "О залоге муниципального имущества").
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что поскольку решение о залоге имущества муниципального образования (предмет залога по договору о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012) было принято на основании Постановления главы Администрации МО Ясногорский район от 19.09.2012 N 2071, при заключении спорного договора об ипотеке Глава администрации действовал с превышением своих полномочий.
В силу статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в ред., действовавшей на дату заключения оспариваемого договора), если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
Из содержания постановления администрации муниципального образования Ясногорский район от 19.09.2012 N 2071 "О залоге муниципального имущества" следует, что при издании указанного постановления администрация руководствовалась Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ясногорский район, утвержденным решением Ясногорской районной Думы II созыва от 18.02.2004 N 199, Уставом муниципального образования Ясногорский район.
В договоре о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012 также указано, что глава Администрации Муниципального образования "Ясногорский район" действует на основании Устава МО "Ясногорский район", Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО "Ясногорский район", утвержденного решением Ясногорской районной Думы II созыва от 18.02.2004 N 199.
Соответственно, КБ "Первый Экспресс" (ОАО), являясь профессиональным участником финансового рынка, с целью проверки рисков, связанных с заключением сделки залога, обязан был проверить наличие у администрации полномочий на принятие решения о залоге спорного муниципального имущества и у Главы администрации - полномочий на заключение данного договора с учетом Положения "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Ясногорской районной Думы II созыва от 18.02.2004 N 199 и Устава муниципального образования Ясногорский район. Однако банк не предпринял к тому никаких мер, наоборот подписал спорный договор и осуществил его государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством, то есть, как правильно указал суд апелляционной инстанции, действовал исключительно в своих интересах.
При изложенных обстоятельствах договор КБ "Первый Экспресс" (ОАО) о его неосведомленности об отсутствии у главы администрации района полномочий на принятие решения о передаче в залог муниципального имущества и на заключение договора залога муниципального имущества, подлежит отклонению.
При рассмотрении доводов Банка о пропуске истцом сроков исковой давности суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции КБ "Первый Экспресс" (ОАО) заявил о пропуске срока исковой давности для предъявления заявленных истцом требований.
Возражая против данного заявления, истец указал на то, что о наличии данной сделки узнал лишь после 20.11.2014, в момент обращения банка в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ООО "Теплоцентр", ООО "РКЦ" и администрации МО Ясногорский район с требованиями о взыскании долга по кредитному договору, процентов, пени и об обращении взыскания на заложенное имущество, являющееся муниципальной собственностью.
Отклоняя возражения истца, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил доказательств того, что о договоре залога недвижимого имущества (Договор ипотеки) от 20.09.2012 истец узнал лишь после 20.11.2014. При этом суд свой вывод мотивировал тем, что в рамках взятых на себя контрольных полномочий, Собрание представителей обязано было контролировать деятельность не только Главы администрации, но администрации МО Ясногорский район по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. В рамках своих полномочий Глава администрации МО Ясногорский район вправе издавать правовые акты (подпункт 2 пункта 8 статьи 32 Устава; глава 5 Положения об Администрации МО Ясногорский район). Постановление представляет собой нормативный акт, информация о его издании носит открытый и доступный характер. Договор о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012 был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 26.09.2012. Истец должен был знать о наличии обременения в виде залога с момента государственной регистрации спорного договора.
Учитывая вышеизложенное и то, что с настоящим иском истец обратился в арбитражный суд 25.02.2015, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности.
Не согласившись с выводами арбитражного суда области, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федерльными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательны правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке подготовки, внесения и рассмотрения проектов нормативных правовых актов администрации муниципального образования Ясногорский район, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 13.07.2010 N 1659, нормативный правовой акт - правовой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круг лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, нормативный правовой акт должен содержать правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круг лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм и разъяснений, а также содержания постановления администрации муниципального образования Ясногорский район от 19.09.2012 N 2071, указанное постановление не может быть отнесено к нормативным правовым актам, поскольку оно не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Более того, согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район "Об опубликовании (обнародовании) правовых актов муниципального образования Ясногорский район" опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством доведения их до сведения граждан через: периодическое печатное издание - районную газету "Ясногорье"; электронное средство массовой информации - официальный сайт администрации муниципального образования Ясногорский район http:// www. yasnogorsk.org; размещение на информационных стендах в установленных местах на территории муниципального образования Ясногорский район, согласно приложению к настоящему решению.
Согласно пункту 2 указанного решения способ доведения муниципальных правовых актов до сведения граждан указывается в муниципальном правовом акте.
Документальные доказательства, свидетельствующие об опубликовании постановления администрации муниципального образования Ясногорский район от 19.09.2012 N 2071 в порядке, установленном вышеуказанным решением, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание и то обстоятельство, что в постановлении администрации муниципального образования Ясногорский район от 19.09.2012 N 2071 способ доведения указанного акта до сведения граждан не установлен, напротив, в пункте 3 данного постановления указано, что постановление вступает в силу со дня его подписания.
В Инструкции по делопроизводству в администрации и структурных подразделениях администрации муниципального образования Ясногорский район (постановление главы администрации МО Ясногорский район от 18.12.2007 N 1723) порядок подготовки и оформления постановлений и распоряжений главы администрации муниципального образования Ясногорский район положений о согласовании проектов указанных актов с Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район не содержит.
Статьей 29 Устава определено, что администрация МО Ясногорский район в своей деятельности подотчетна и подконтрольна главе МО и Собранию представителей МО Ясногорскй район.
Из подпункта 1 пункта 3 статьи 32 Устава следует, что глава администрации МО Ясногорский район подконтролен и подотчетен Собранию представителей МО Ясногорский район.
В пункте 2.4 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования "Ясногорский район" определено, что районная Дума осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления МО Ясногорский район во владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
В соответствии со статьями 22, 32 Устава о результатах своей деятельности и деятельности администрации МО Ясногорский район глава администрации предоставляет Собранию представителей ежегодные отчеты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что годовой отчет главы администрации муниципального образования Ясногорский район зачитывается на Собрании представителей в форме доклада. Доклад содержит общие показатели и динамику деятельности администрации. Правовой акт, регламентирующий порядок и форму отчета главы администрации муниципального образования Ясногорский район, не утвержден.
Из представленного суду апелляционной инстанции отчета главы администрации муниципального образования Ясногорский район о работе администрации МО Ясногорский район за 2012 год, принятого к сведению решением главы МО Ясногорский район от 27.05.2013 N 300, не усматривается, что в указанном отчете содержится информация, касающаяся спорного постановления от 19.09.2012 N 2071, договора о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012 или вышеуказанного муниципального имущества - часть встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2,3,14, 21, 22, 23, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, кадастровый (условный) номер объекта 71-71-23/002/2010-592, адрес объекта: Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
Как было указано выше, решение о залоге муниципального имущества принимает Глава МО Ясногорский район, который является председателем Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район.
В соответствии с пунктом 68 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что если ограничение (обременение) права в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое и сделок с ним" регистрируется не по заявлению правообладателя, то в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости о проведенной государственной регистрации.
Из материалов регистрационного дела в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Тульская область, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9, представленного суду апелляционной инстанции Управлением Росреестра по Тульской области, не усматривается, что Собрание представителей обращалось за государственной регистрацией договора о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012 и то, что орган государственной регистрации в соответствии с вышеуказанными положениями методических рекомендаций уведомил Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район (правообладателя - муниципального имущества - часть встроенного помещения, назначение: нежилое, общей площадью 385,5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 2,3,14, 21, 22, 23, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, кадастровый (условный) номер объекта 71-71-23/002/2010-592, адрес объекта: Тульская область, Ясногорский район, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9) о проведенной государственной регистрации договора о залоге недвижимого имущества (Договор об ипотеке) от 20.09.2012.
Довод ответчика о том, что у Собрания представителей была возможность узнать о передаче в залог недвижимого имущества муниципального образования и реализовать свое право на оспаривание договора ипотеки, поскольку в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, истцом образована ревизионная комиссия обоснованно не принят во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии с Регламентом ревизионной комиссии МО Ясногорский район, утвержденным решением Собрания представителей МО Ясногорский район от 21.12.2007 N 196, ревизионная комиссия осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, организует единую систему контроля за исполнением бюджета МО Ясногорский район, доходами и расходами внебюджетных фондов, финансовой деятельностью муниципальных предприятий, учреждений и организаций, за использованием муниципальной собственности (статья 4 регламента).
В свою очередь, статьей 5 указанного регламента определено, что ревизионная комиссия строит свою деятельность на основе полугодовых планов работы, утвержденных Собранием представителей.
В соответствии с пунктом 2.9 Регламента ревизионной комиссии МО Ясногорский район по исполнению функции внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного решением Собрания представителей МО Ясногорский район от 28.12.2012 N 275, целями внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого комиссией муниципального образования Ясногорский район являются: осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением местного бюджета; осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО Ясногорский район.
Пунктом 3.2.1 указанного регламента установлено, что комиссия осуществляет свою деятельность на основе годовых планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения ее полномочий с учетом всех видов и направлений деятельности и утверждаются Председателем комиссии. Планы включают контрольные, экспертно-аналитические, информационные, организационные мероприятия с указанием сроков их проведения.
Анализ планов работы ревизионной комиссии МО Ясногорский район на 2012-2015 годы свидетельствует, что в указанный период ревизионная комиссия проводила выборочную проверку использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, проверка имущества, находящегося в муниципальной собственности переданного в залог, ревизионной комиссией не производилась.
В подтверждение факта того, что о нарушении своих прав Собрание представителей узнало только после ноября 2014 последним суду апелляционной инстанции представлены следующие дополнительные доказательства: копия искового заявления ОАО КБ "Первый Экспресс" к ООО "Теплоцентр", ООО "РКЦ", администрации муниципального образования Ясногорский район о взыскании долга по кредитным договорам, процентов, пени и обращении взыскания на заложенное имущество; копия письма начальника отдела по правовым вопросам, муниципальной службе и кадрам от 11.02.2015 в адрес главы муниципального образования Ясногорский район.
Принимая представленные Собранием представителей дополнительные доказательства и приобщая их к материалам дела, суд апелляционной инстанции руководствовался разъяснениями, содержащимся в абзаце 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Учитывая, что оценка указанных доказательств имеет существенное значение для дела и установления обстоятельств, с какого момента Собрание представителей узнало о нарушении своих прав, а, следовательно, и для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта, суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела представленные Собранием представителей доказательства.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства и их достаточность и взаимную связь в совокупности по своему внутреннему убеждению и на основе их полного, непосредственного и объективного исследования.
Исковое заявление КБ "Первый Экспресс" (ОАО) о взыскании задолженности и обращении взыскания на вышеуказанное муниципальное имущество, являющееся предметом залога по договору ипотеки от 20.09.2012, содержит оттиск штампа администрации муниципального образования Ясногорский район, содержащий дату, время и номер входящей корреспонденции (20.11.2014, 14:30, N 6-1-05/4057:1).
Письмом от 11.02.2015 начальник отдела по правовым вопросам, муниципальной службе и кадрам уведомил главу муниципального образования Ясногорский район о том, что в Арбитражном суде Тульской области находится на рассмотрении исковое заявление ОАО КБ "Банк Первый Экспресс" к ООО "Теплоцентр", ООО "РКЦ", администрации муниципального образования Ясногорский район о взыскании с ООО "Теплоцентр", ООО "РКЦ" в пользу ОАО КБ "Банк Первый Экспресс" денежных средств по кредитному соглашению N 049/12 ЯЛ от 20.09.2012 в размере 2 825 116,17 рублей, в том числе по основному долгу 2 459 736,85 рублей и процентов в размере 340 917,80 рублей, а также пени за просроченные проценты 24 461,52 руб. и обращении взыскания в пределах суммы задолженности в размере заявленных требований по договору залога от 20.09.2012 на муниципальное имущество - часть встроенного помещения, общей площадью 385,5 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9. В данном письме начальник отдела просил предоставить для составления отзыва следующие документы: свидетельство о регистрации части встроенного помещения, общей площадью 385,5 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9; выписку из ЕГРП на часть встроенного помещения, общей площадью 385,5 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9; копию решения Собрания представителей о согласовании заключения договора залога в части встроенного помещения, общей площадью 385,5 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Ясногорск, ул. Л. Толстого, д. 9; копию решения Собрания представителей МО Ясногорский район N 80 от 28.05.2010 о назначении Пирютина В.Н.
Указанный документ имеет отметку в виде указания регистрационного номера входящей корреспонденции (N 97) и даты получения (13.02.2015).
Учитывая вышеизложенное и то, что глава муниципального образования Ясногорский район исполняет полномочия председателя Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район (статья 26 Устава), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что об оспариваемой сделке истец узнал 13.02.2015.
С учетом изложенного, а также даты обращения Собрания представителей МО Ясногорский район с настоящим иском (25.02.2015), срок исковой давности истцом не пропущен.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле материалов и сделанных на их основе выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не является основанием для изменения или отмены принятых по делу судебных актов. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу N А68-1573/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.Ф. Ахромкина |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
...
В соответствии с пунктом 68 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что если ограничение (обременение) права в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое и сделок с ним" регистрируется не по заявлению правообладателя, то в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости о проведенной государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2016 г. N Ф10-992/16 по делу N А68-1573/2015