Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 мая 2004 г. N КА-А40/4094-04
(извлечение)
Инспекция МНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о взыскании с ООО "Дельта-Ком" штрафа в размере 5000 руб., предусмотренного ст. 118 НК РФ за нарушение срока сообщения в налоговый орган по месту учета об открытии специального транзитного валютного счета в банке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2004 в удовлетворении заявления налогового органа отказано по тем основаниям, что специальный транзитный валютный счет открывается не на основании отдельного банковского договора и без волеизъявления клиента, то есть его признаки не отвечают всем признакам счета, указанным в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы, в которой ставится вопрос о его отмене с удовлетворением заявленного требования по тем основаниям, что транзитные валютные счета приравниваются к счетам, предусмотренным п. 2 ст. 11 НК РФ, в связи с чем у налогоплательщиков имеется обязанность по сообщению в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета об их открытии.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
ООО Дельта - Ком" в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Выслушав представителя налоговой инспекции, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела видно, что Решением ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы от 20.11.2003 N 17-37/412 ответчик привлечен к налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. Указанной статьей предусмотрена ответственность налогоплательщика за, нарушение установленного Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке.
В соответствии со статьями 4 и 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом 2 Указа Президента России от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" утверждена Инструкция Банка России от 29.06.92 N 7 с изменениями, внесенными в нее Приказом Банка России от 17.07.97 N 02-311, которой предусмотрено открытие транзитного валютного счета.
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ, пунктами 6, 7, 8 Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" транзитные валютные счета отнесены к той категории счетов, об открытии которых банк обязан сообщить в налоговый орган.
Как следует из пункта 6 указанной Инструкции, поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц подлежат обязательному зачислению на счет в уполномоченных банках РФ, если иное не разрешено Банком России. Для этого юридическому лицу наряду с текущим счетом одновременно и в обязательном порядке открывается транзитный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащей обязательной продаже.
Таким образом, транзитный валютный счет открывается параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации и, следовательно, уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.
Понятие "счет" согласно п. 2 ст. 11 НК РФ представляет собой расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Статьей 118 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований у налогового органа для привлечения ответчика к ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебный акт является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому отмене и изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.02.2004 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-2473/04-109-31 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 20 по Восточному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2004 г. N КА-А40/4094-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании