г.Калуга |
|
6 июля 2016 г. |
Дело N А08-1627/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 06.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при ведении протокола помощником судьи
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика: ООО "Жилком-Сервис"
от третьего лица: ООО "УК "Жилком-Сервис"
от иных третьих лиц: |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г.
Макаренко Е.В.
Коротун Е.А. (дов. б/н от 17.12.2015),
Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2015),
Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2016),
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белгородэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Белгородэнергосбыт", ОГРН 1043108002321, ИНН 3123110760, (далее - ОАО "Белгородэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомм-Сервис", ОГРН 1053104007417, ИНН 3120082040, (далее - ООО "УК Жилкомм-Сервис") о взыскании 334 393 руб. 10 коп. долга за потребленную в период с 01.10.2014 по 30.11.2014 электроэнергию. Делу присвоен номер А08-10975/2014.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 04.03.2015 исковые требования ОАО "Белгородэнергосбыт" о взыскании с ООО "УК Жилкомм-Сервис" 127 194 руб. 49 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9; г.Шебекино, ул.Ленина, д.84; ул. Кооперативная, д.4; ул.Ржевское Шоссе, д.д. 10,12; пер.Институтский, д.3, выделены в отдельное производство с присвоением номера А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2015 дела N N А08-1627/2015 и N А08-1717/2015 по исковым заявлениям ОАО "Белгородэнергосбыт" к ООО "УК Жилкомм-Сервис" о взыскании 127 194 руб. 49 коп. и 81 640 руб. 48 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9; г.Шебекино, ул.Ленина, д.84; ул. Кооперативная, д.4; ул.Ржевское Шоссе, д.д.10,12; пер.Институтский, д.3, объединены в одно производство N А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 07.09.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО "УК Жилкомм-Сервис" надлежащим - ООО "Жилкомм-Сервис". ООО "УК Жилкомм-Сервис" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также Администрация Шебекинского района, ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК- Центра"-"Белгородэнерго", Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 (судья Астаповская А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (судьи Маховая Е.В., Колянчикова Л.А., Мокроусова Л.М.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, ОАО "Белгородэнергосбыт" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В представленных отзывах на кассационную жалобу Администрация Шебекинского района и Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса" поддержали доводы кассационной жалобы истца.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал её доводы по изложенным мотивам.
Представитель ООО "Жилком-Сервис" и ООО "УК "Жилком-Сервис" доводы кассационной жалобы отклонил, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Администрацией Шебекинского района заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё ответчика и третьих лиц, выслушав представителей сторон и ООО "УК "Жилком-Сервис", судебная коллегия считает необходимым принятые решение и постановление отменить, направив дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) на Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" (правопредшественник Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса") возложена обязанность по управлению от имени муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" имуществом, по заключению с управляющими компаниями договоров на содержание имущества, указанного в п. 1 постановления.
Приложением к постановлению главы администрации Шебекинского района N 727 определен перечень объектов жилищного фонда, относящегося к муниципальной собственности Шебекинского района, передаваемых на обслуживание управляющим компаниям, в соответствии с которым ООО "Жилкомм-Сервис" на обслуживание были переданы объекты жилищного фонда (общежития), в том числе расположенные по адресам: г.Шебекино, ул.Ленина, д.84, ул.Ржевское шоссе, д.10, д.12, пер.Институтский, д.3, ул.Кооперативная, д.4, с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9 (с учетом пп. "в" п. 1 постановления главы Администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867 "О внесении изменений в постановление главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727").
Во исполнение указанного постановления N 727 Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" заключило с ООО "Жилкомм-Сервис" договор от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования муниципальный район "Шебекинский район и город Шебекино", согласно которому ООО "Жилкомм-Сервис" приняло на себя обязательства по содержанию муниципального имущества общежитий по адресам: г.Шебекино, ул.Ленина, д.84, ул.Ржевское шоссе, д.10, д.12, пер.Институтский, д.3, ул.Кооперативная, д.4, с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9.
Постановлением Администрации муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 01.07.2013 N 828 произведена реорганизация Шебекинского муниципального учреждения "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" путем присоединения к Шебекинскому МБУ "Коммунальная служба сервиса".
01.07.2013 Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса" (заказчик) заключен с ООО "Жилкомм-Сервис" (исполнитель) договор по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым ООО "Жилкомм-Сервис" обязалось производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилого фонда бывших общежитий, расположенных по вышеуказанным адресам.
Пунктом 3.1 договора от 01.07.2013 предусмотрены обязанности ответчика производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества указанных объектов муниципального жилого фонда; содержать объекты внешнего благоустройства, входящего в состав общего имущества; использовать их по назначению; обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания в домах, выполнять функции распорядителя по общим вопросам оперативного управления и ремонта общего имущества жилых зданий.
Ссылаясь на то, что в период с 01.08.2014 по 30.11.2014 ОАО "Белгородэнергосбыт" поставило в жилые дома (общежития) по адресам: г.Шебекино, ул.Ленина, д.84, ул.Ржевское шоссе, д.10, д.12, пер.Институтский, д.3, ул.Кооперативная, д.4, с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9 электрическую энергию в объеме 61 646 кВт.ч. на сумму 208 834 руб. 97 коп., которая не оплачена ответчиком, выступающим, по мнению истца, управляющей компанией в отношении спорных домов, "Белгородэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у ООО "Жилком-Сервис" обязательств по оплате коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, поставленной в спорные объекты муниципального жилого фонда.
Судебная коллегия считает выводы арбитражных судов недостаточно обоснованными, сделанными без учета требований действующего законодательства, а также ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с п. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что жилые дома (бывшие общежития), расположенные по адресам: г.Шебекино, ул.Ленина, д.84, ул.Ржевское шоссе, д.10, д.12, пер.Институтский, д.3, ул.Кооперативная, д.4, с.Новая Таволжанка, ул.Харьковская, д.9, являлись объектами муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности с указанием перечня объектов, составляющих казну муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино", представленной в дело.
При этом количество квартир, находящихся в муниципальной собственности, в доме N 9 по улице Харьковская в селе Новая Таволжанка составляло 95%; в доме N 84 по улице Ленина в городе Шебекино - 84,54%; в доме N 4 по улице Кооперативная - 100%; в домах NN 10, 12 по улице Ржевское шоссе - 52%; в доме N 3 по переулку Институтский - 76%, то есть более 50 % в праве общей собственности в спорных домах.
Постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) орган местного самоуправления, являющийся собственником данных объектов муниципального имущества, передал на обслуживание управляющей организации - ООО "Жилкомм-Сервис" указанные объекты жилищного фонда (бывшие общежития), что послужило основанием для заключения ответчиком с Шебекинским МУ "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" договора от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования, а также договора от 01.07.2013 по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий с Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса".
При этом доказательства, свидетельствующие об изменении способа управления этими жилыми домами в спорный период по решению собственников помещений, в том числе об избрании непосредственного способа управления домом, из материалов дела не усматриваются.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления домом установлена в ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
Из пунктов 1, 2, 9 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что многоквартирный дом может управляться только одним из способов управления и одной управляющей организацией, которая обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также оказывать весь комплекс коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких многоквартирных домах.
Действующее жилищное законодательство не содержит положений, допускающих частичную передачу полномочий исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома третьим лицам.
При этом надлежащая оценка правомерности передачи ответчику на основании постановления органа местного самоуправления N 727 части функций исполнителя коммунальных услуг, касающихся только осуществления деятельности по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества зданий бывших общежитий, арбитражным судом не дана.
Довод заявителя жалобы, поддержанный позицией третьего лица - Администрацией Шебекинского района, о том, что путем передачи спорных жилых домов на обслуживание ответчика собственник данных объектов муниципального имущества реализовал тем самым свое право на выбор управляющей организации в отношении спорного имущества в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ, не был предметом исследования и оценки арбитражного суда.
Согласно п. 2, п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, включая: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца пояснил, что право на выставление гражданам, проживающим в спорных жилых домах, платежных квитанций на оплату оказанных коммунальных и жилищных услуг было передано ответчиком ООО "УК "Жилкомм-Сервис" на основании заключенного ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" соответствующего договора.
Указанное утверждение истца представителем ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" не было оспорено в устном порядке.
При этом вопрос об определении лица, производившего расчеты с гражданами за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах и коммунальные услуги, по оформлению соответствующих платежных документов, имеющий существенное значение при определении надлежащего лица, выступающего исполнителем коммунальных услуг в спорный период в отношении этих домов, судом не исследовался.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций не учтены требования действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, выводы судов нельзя признать достаточно обоснованными, в связи с чем кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие правовые нормы.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.