г. Калуга |
|
10 августа 2016 г. |
Дело N А64-4525/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Смолко С.И. |
|
|
Степиной Л.В. |
|
|
|
|
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Гриневой Нины Михайловны (ОГРН 312682026200019, ИНН 682500733960);
от государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420, проезд Новый, 1, 392000); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гриневой Нины Михайловны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2016 (судья Копырюлин А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А64-4525/2015,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гринева Нина Михайловна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Гринева Н.М.) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) от 08.07.2015 N 196 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и N 196 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (уточненные требования).
Решением суда от 02.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление судов в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Фондом проведена выездная проверка Предпринимателя за период с 01.10.2012 по 31.12.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ходе проверки Фондом установлено, что Предпринимателем не включены в базу для начисления страховых взносов суммы компенсационных выплат за разъездной характер работы водителям-экспедиторам. Всего сумма заниженной базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 2 160 897 руб. 56 коп., в том числе: за 2012 год - 219 650 руб., за 2013 год - 945 501 руб. 75 коп., за 2014 год - 995 745 руб. 81 коп. Выявленные нарушения отражены в актах проверки от 16.06.2015 N 196 и N 196 н/с.
По результатам рассмотрения актов проверки Фонд принял решения от 08.07.2015 N 196 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и N 196 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с указанными решениями Фонда, Предприниматель оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд, соглашаясь с позицией Учреждения, пришел к выводу, что выплачиваемые компенсации фактически являются элементами оплаты труда, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов и не подпадают под действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9), в связи с чем, доначисление страховых взносов произведено обоснованно.
С этим выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Указанные выводы судов не соответствуют действующему законодательству.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Согласно статье 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как следует из пункта 4.6 Трудового договора, для возмещения расходов связанных со служебными поездками и выполнения работ имеющих разъездной характер работнику выплачивается компенсационная выплата в размере 23 000 рублей в месяц.
Приказом от 19.10.2012 N 1 утвержден перечень должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, к числу которых отнесены водители-экспедиторы с компенсацией за разъездной характер работы 23 000 рублей за полностью отработанный учетный период (месяц).
Таким образом, Предприниматель производил компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании трудового договора и локального нормативного акта. Спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат водителей-экспедиторов, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и трудовым договором и производятся вне зависимости от трудового результата.
Данные выводы соответствуют судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 N 306-КГ14-6099, от 21.02.2015 N 301-КГ15-2791, от 16.04.2015 N 309-КГ15-2389, от 24.09.2015 N 304-КГ15-11792, от 02.10.2015 N 304-КГ15-11944, от 19.04.2016 N 307-КГ16-2722) и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты являются составной частью заработной платы как доплата (надбавка) за работу в условиях, отличных от нормальных (сумма такой доплаты зависит от времени работы водителей-экспедиторов), и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, при этом, не имеет правового значения ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм, является неверным, а поэтому суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, как это предусмотрено частью 4 статьи 15 АПК РФ, поскольку приняты с нарушением норм материального права, что согласно статье 288 АПК РФ является основанием для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций уже установлены фактические обстоятельства дела и суду кассационной инстанции не требуется устанавливать новые обстоятельства и оценивать дополнительные документы, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ кассационная инстанция считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу N А64-4525/2015 отменить.
Признать незаконными решения государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.07.2015 N 196 и N 196 н/с.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.