г.Калуга |
|
23 августа 2016 г. |
Дело N А14-14338/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Бессоновой Е.В. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (ОГРН 1063667298023, г. Воронеж, Воронежская область, 394029): Полянских Н.Н. - представителя, действующего по доверенности от 07.10.2015 без номера;
от Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668051418, Кольцовская ул., д. 45, г. Воронеж, 394006): Бунеева И.И. - представителя, действующего по доверенности от 11.01.2016 N 1;
от третьего лица:
Федерального дорожного агентства (Бочковая ул., д. 4, г. Москва, 129085): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А14-14338/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (далее по тексту - заявитель, Общество или ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (далее - Управление или административный орган) о признании незаконным изложенного в письме от 24.09.2015 N 4333760 отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 площадью 3654 кв. м и с требованием устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, незаконность и необоснованность выводов судов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Федерального дорожного агентства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, напротив, возражал против указанных доводов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований к отмене обжалуемых решения и постановления.
Из фактических обстоятельств дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности от 06.11.2009 N 36-36-01/128/2009-823 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 является собственностью Российской Федерации. Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования. По категории земель этот участок отнесен к землями населенных пунктов, разрешенное использование - полоса отвода автодороги М-4 "Дон".
Распоряжением от 29.06.2015 N 1109 Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) площадью 3654 кв. м предоставлен ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Заключение с Обществом соответствующего соглашения об установлении сервитута поручено Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Черноземуправтодор") (пункт 3 указанного Распоряжения).
Соглашением от 08.07.2015 N 15 об установлении сервитута, заключенным заявителем с ФКУ "Черноземуправтодор", земельный участок площадью 3654 кв. м, входящий в состав земельного участка 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) предоставлен Обществу для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Упомянутое соглашение зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Воронежской области в ЕГРПН 05.08.2015 за N 36-36/001-36/001/097/2015-2534/1.
Поскольку земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, 08.09.2015 ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обратилось в Управление с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 3654 кв. м с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
Письмом от 24.09.2015 N 4333760 административный орган, ссылаясь на пункт 2.8 Административного регламента администрации городского округа г.Воронеж "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа", отказал заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что данный земельный участок не подлежит застройке.
Общество оспорило отказ Управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка может являться одним из видов документации по планировке территории.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 1 и части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка, в том числе указываются: границы участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ участка; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка; информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 3 статьи 44 ГрК РФ, пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Данная норма содержит исчерпывающий перечень сведений, отражаемых в градостроительном плане земельного участка.
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 30.07.2012 N 622 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа г. Воронеж" (далее - Административный регламент).
Пункт 2.8 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе и такое: если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, и не подлежит застройке;
Как установлено судами, основанием для отказа заявителю в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 площадью 3654 кв. м указан пункт 2.8 Административного регламента - испрашиваемый объект не подлежит застройке.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что названный выше земельный участок предоставлен ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса, в соглашении от 08.07.2015 N 15 об установлении сервитута описаны границы части земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1), предоставленного Обществу, расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-134: подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к городу Воронежу (земельный участок, площадью 3654 кв. м, границы которого обозначены в кадастровой выписке от 05.05.2015 N 36-00/5001/2015-201138).
В кадастровой выписке на земельный участок с номером 36:34:0601010:134 содержатся сведения о геодезических координатах поворотных точек, характеризующих границы части земельного участка, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1.
Из кадастрового паспорта от 04.09.2015 N 36-00/5001/2015-389844 земельного участка следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134 является "полоса отвода автодороги М-4 "Дон".
Учитывая изложенное, суды обоснованно посчитали, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 предоставлен для целей, связанных со строительством, и правомерно отклонили довод Управления об обратном.
Таким образом, для целей строительства объектов придорожного сервиса Обществу была предоставлена именно описанная в соглашении часть земельного участка, а не весь земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134.
В соглашении о сервитуте описаны границы предоставленной Обществу части земельного участка.
При таком положении дел суды сделали правильный вывод об отсутствии у Управления законных оснований для отказа Обществу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судами правомерно.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу N А14-14338/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.