Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 сентября 2003 г. N КА-А41/6012-03-П
(извлечение)
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее МОФОМС) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации муниципального образования "Город Щербинка" о взыскании 5861864,40 руб., составляющих недоимку по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения в сумме 2262300 руб. и пени в эту сумму в размере 3599564,40 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Щербинский финансовый отдел Минфина Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.02 в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.03 решение суда первой инстанции отменено в связи с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 02.07.03, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судами п. 8 Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее Положение о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования), ст.ст. 87, 113, 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Администрация считает, что на нее как плательщика взносов распространяются порядок и условия налогового законодательства, в том числе период, за который может быть взыскана недоимка, а также срок давности для обращения налогового органа за взысканием недоимки и пени (ч. 3 ст. 48, ст. 87 НК РФ). Однако указанные требования налогового закона МОФОМС не соблюдены, в связи с чем взыскание сумм недоимки и пени с ответчика является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу истец, указывая на необоснованность ее доводов, просит оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель МОФОМС возражал против удовлетворения жалобы как необоснованной.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.
Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в арбитражный суд за взысканием с Администрации муниципального образования "Город Щербинка" о взыскании 2262300 руб. недоимки и 3599564,40 руб. пени по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения за период с 01.06.95 по 31.12.00.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд исходил из того, что обязанность ответчика уплачивать платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрена п. 3 Положение о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, а в случае неисполнения этой обязанности на суммы недоимки подлежит начислению пеня. Учитывая, что ответчиком платежи на обязательное социальное страхование неработающего населения за период с 01.06.95 по 31.12.00 не выплачивались, суд взыскал основную задолженность и пени. Суд не применил в деле нормы налогового законодательства о порядке, сроках и давности взыскания недоимок по налоговым платежам и пени (ч. 3 ст. 48, ст.ст. 87, 111, 113 НК РФ).
Возражая против вывода суда о том, что отношения, связанные с уплатой платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения не регулируется налоговым законом, ответчик указывает, что является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в связи с чем в силу п. 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования на него распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Однако, указанный довод жалобы необоснован.
Как следует из абз. 7 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", перечень налоговых платежей определен в ст. 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Страховые взносы на обязательное социальное страхование неработающего населения в перечне налоговых платежей, указанных в этом законе, отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 30 НК РФ органы внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Статья 34.1 НК РФ устанавливает, что органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов по налоговому контролю только в случае, прямо предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" правовой режим задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения определен Положением о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно Положению средства обязательного медицинского страхования формируются за счет двух источников - страховых взносов на обязательное медицинское страхование; плательщиками которых являются работодатели, и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета.
Судом установлено, что фондом взыскиваются с администрации платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В свою очередь, пункта 8 Положения распространяет порядок и условия налогового законодательства только на плательщиков страховых взносов-работодателей.
В силу различия в источниках финансирования уплаты взносов: за счет средств работодателя или бюджетных средств, пункт 10 Положения устанавливает разные условия взыскания недоимки и пени на обязательное медицинское страхование. Так, с работодателей недоимка и пени взыскиваются в бесспорном порядке и в этом случае органы обязательного медицинского страхования пользуются правами налоговых органов, в то время как для взыскания недоимки и пени по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен судебный порядок.
Таким образом Положение не предоставляет территориальным органам обязательного медицинского страхования полномочий по налоговому контролю уплаты платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в связи с чем налоговое законодательство к этим правоотношениям не применимо.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 07 мая 2003 г. и постановление от 02 июля 2003 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-13507/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2003 г. N КА-А41/6012-03-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании