г.Калуга |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А83-5920/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
|
судей |
Шелудяев В.Н. Стрегелевой Г.А. |
|
|
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
Запрута Ж.В. - дов. от 10.10.2015 до 31.12.2016 не явились
не явились
не явились
Дрягин В.П. - дов. от 30.05.2016
Бобкова В.В. - дов. от 09.11.2015 N 1/01-48/5306 на 3 года Запрута Ж.В. - дов. от 10.09.2015 до 31.12.2016 Запрута Ж.В. - дов. от 11.05.2014 до 31.12.2017
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.05.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-5920/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, комитет по регистрации), изложенного в сообщении от 06.11.2015 N 90/016/200/2015-2738, в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимости общей площадью 1710,5 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:1083, расположенный по адресу: г.Симферополь, ул.Севастопольская, 20а.
В качестве заинтересованных лиц по делу выступали Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма), Государственный Совет Республики Крым (далее - Госсовет), Совет министров Республики Крым (далее - Совет министров), Государственное унитарное предприятие "Крымавтотранс" (далее - предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Проминвестхолдинг" (далее - ООО "Проминвестхолдинг"), закрытое акционерное общество "Крымтрансагентство" (далее - ЗАО "Крымтрансагентство").
Решением суда от 24.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2016, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу Совет министров, Госсовет и Госкомрегистр просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества (представлявший также интересы ООО "Проминвестхолдинг" и ЗАО "Крымтрансагентство", имеющих одинаковую позицию с обществом) поддержал доводы кассационной жалобы, представители Совета министров и Госсовета поддержали доводы отзыва на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 09.09.2015 общество подало в комитет по регистрации документы на государственную регистрацию права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 20а. В качестве основания для регистрации общество представило решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 18.07.2005 по делу N 2-20/10890-2005, которым за обществом признано право собственности на производственное здание, расположенное в г.Симферополь, ул.Севастопольская, 20а.
В связи с тем, что 14.09.2015 в Госкомрегистр поступило письмо Минимущества Крыма от 08.09.2015 за исх. N 01-05/22442 с перечнем недвижимого имущества, включенного в Реестр имущества Республики Крым, в котором значились здание площадью 1710,5 кв. м и здание площадью 115,5 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 20а, 06.10.2015 Госкомрегистр приостановил регистрационные действия по регистрации права на спорное имущество.
Сообщением от 06.11.2015 за N 90/016/200/2015-2738 обществу в соответствии с абз.11 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) отказано в регистрации права на спорное здание со ссылкой на то, что по поступившей в комитет по регистрации информации указанное здание является собственностью Республики Крым.
Полагая, что отказ Госкомрегистра является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации прав.
Согласно статье 13 названного Закона при осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу абз.11 п.1 ст.20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Судами установлено, что ранее, 28.05.2003 органом БТИ Украины было зарегистрировано право собственности ЗАО "Крымтрансагентство" на спорный объект недвижимого имущества.
Право на этот объект за иными лицами в Украине зарегистрировано не было.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38- ЗРК), в пункте 2 статьи 2 которого закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В силу статьи 75 Конституции Республики Крым к ведению Госсовета относится принятие постановлений, внесение в них изменений.
Постановлением Госсовета от 30.04.2014 N 2085-6/14 (с дальнейшими изменениями) "О вопросах управления собственностью Республики Крым" утвержден Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Пунктом 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Госсовета от 30.04.2014 N 2085-6/14.
Здание, расположенное по адресу: г.Симферополь, ул.Севастопольская, 20а, включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Госсовета от 30.04.2014 N 2085-6/14.
В силу пункта 3 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК государственная регистрация прав на объекты недвижимости, включенные в названный Перечень, осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым.
Так как на спорный объект недвижимости имеются противоречия между заявленными правами и правом Республики Крым, суды пришли к выводу об обоснованности отказа Госкомрегистра обществу в регистрации права на объект недвижимости.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.05.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 по делу N А83-5920/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н.Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.