Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А83-6072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Турсистемы-Юг" (Анапское шоссе, д. 1Г, оф. 329, г. Анапа, Краснодарский край, 353450, ИНН 2301085795, ОГРН 1142301002271)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ИНН 9102007869, ОГРН 1149102010606) |
- Залуниной Т.А. - представитель (доверенность N 1 от 16.09.2016);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. А. Невского, д. 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
от общества с ограниченной ответственностью "Сервис центр" (ул. Промышленная, д. 11, пом. XIX, ком. 5, г. Москва, 115516)
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турсистемы-Юг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Градова О.Г.) по делу N А83-6072/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Турсистемы-Юг" ( далее - ООО "Турсистемы-Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю) о признании незаконным решения от 25.09.2015 по делу N 06/653-15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решением арбитражного суда от 12.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Турсистемы-Юг", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 11.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) государственным заказчиком - Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым было размещено извещение о проведении электронного аукциона по закупке услуги, связанной с проведением капитального ремонта административного здания Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Крым, расположенного по адресу: г. Красноперекопск, ул. Северная, д. 2" (номер извещения 0175100001015000020).
Начальная (максимальная) цена контракта заявлена заказчиком в размере 2 913 660,07 рублей.
По результатам рассмотрения первых частей поступивших заявок аукционной комиссией было принято решение (протокол от 22.09.2015) о допуске участников закупки к участию в аукционе, подавших заявки за номером 1 и номером 2.
Заявки под указанными номерами были поданы ООО "Турсистемы-Юг" и ООО "Сервис центр".
По результатам рассмотрения вторых частей заявок решением аукционной комиссии (протокол от 29.09.2015) победителем торгов признано ООО "Турсистемы-Юг".
18.09.2015 ООО "Сервис центр" обратилось в УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю с жалобой на действия заказчика при проведении аукциона. В частности, общество ссылалось на несоответствие размещенной документации об электронном аукционе нормам действующего законодательства о контрактной системе в части требований, предъявляемых к товарам (материалам, изделиям), используемым при выполнении работ, а также на неприятие заказчиком мер, направленных на создание условий, способствующих ознакомлению участников торгов с документацией об аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю было вынесено решение от 25.09.2015 по делу N 06/653-15, которым жалоба ООО "Сервис центр" на действия заказчика была признана обоснованной. Комиссия антимонопольного органа признала действия заказчика нарушившими требования пункта 1 части 1 части 3, статьи 33, частей 1, 13, 14 статьи 34, частей 1, 2 статьи 70, частей 8 - 24 статьи 95, частей 1, 4, 6 статьи 96, части 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Для устранения указанных нарушений УФАС по Республике Крым и городу Севастополю было вынесено предписание от 25.09.2015 по делу N 06/653-15.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "Турсистемы-Юг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.
Как указано выше, оспариваемым решением антимонопольного органа действия УФНС по Республике Крым признаны нарушившими нормы действующего законодательства.
На основании указанного решения обязанность устранить допущенные нарушения возложена также на налоговый орган.
Оспаривая в судебном порядке решение УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю от 25.09.2015 по делу N 06/653-15 о нарушении законодательства о контрактной системе, ООО "Турсистемы-Юг" не представило суду доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества данным актом.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований.
При таких обстоятельствах спора состоявшиеся судебные акты по настоящему делу судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Наряду с изложенным, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Турсистемы-Юг", арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывая и другие обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу.
В частности, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Частью 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение N 646/21н).
В пункте 2 Положения N 646/21н перечислена информация, подлежащая размещению на официальном сайте в обязательном порядке.
Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что такая информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта без взимания платы и иных ограничений именно для ознакомления.
Аналогичные требования содержатся в части 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 7 Положения N 646/21н программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
Пунктом 8 названного Положения установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Приложение N 1 техническое задание к документации об аукционе, содержащее описание объекта закупки и требования, установленные к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам материалов (товаров, изделий), используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, размещено заказчиком - Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым на официальном сайте в формате (формат ".pdf"), ограничивающем возможность поиска и копирования фрагмента текста.
Выводы арбитражного суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 указанного Закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, в Приложении N 1 техническое задание к документации об аукционе заказчиком установлены избыточные требования к отдельным видам продукции и материалам, используемым при производстве строительно-монтажных работ (ветошь, баллоны с содержанием кислорода).
Кроме того, к отдельным видам материалов заказчиком заявлены излишние требования в части массы, веса, количества в упаковке, параметрам испытаний, составу изготовления (шурупы, гипсокартон, профиль, плитка, рамка одинарная, раствор готовый и т.п.).
В Приложение N 1 заказчиком также включены товары, не используемые при выполнении работ по капитальному ремонту, а именно: канальные кондиционеры в комплекте (внутренний и внешний блок), инверторные сплит-системы (кондиционер настенный в комплекте (внутренний и внешний блок), вытяжной вентилятор.
Вышеизложенные нарушения допущены государственным заказчиком, что и отражено в оспариваемом решении антимонопольного органа.
Учитывая, что решение УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю от 25.09.2015 по делу N 06/653-15 соответствует требованиям действующего законодательства, основания для признания данного акта недействительным отсутствуют.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ООО "Турсистемы-Юг".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 по делу N А83-6072/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турсистемы-Юг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.